Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Пс 111,1

16 рядовое воскресенье

Первое чтение Прем 12, 13. 16–19

Кроме Тебя нет Бога, который имеет попечение о всех,
чтобы доказывать Тебе, что Ты несправедливо судил.
Ибо сила Твоя есть начало правды,
и то самоё, что Ты господствуешь над всеми,
располагает Тебя щадить всех.
Силу Твою Ты показываешь не верующим всемогуществу Твоему,
и в не признающих Тебя обличаешь дерзость;
но, обладая силою, Ты судишь снисходительно
и управляешь нами с великою милостью,
ибо могущество Твоё всегда в Твоей воле.
Но такими делами Ты поучал народ Твой,
что праведному должно быть человеколюбивым,
и внушал сынам Твоим благую надежду,
что Ты даёшь время покаяния во грехах.

 

Второе чтение Рим 8, 26–27

Братья: Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизречёнными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.

 

Евангелие Мф 13, 24–43

В то время: Другую притчу предложил Иисус народу, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём; когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоём? откуда же на нём плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдём, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется речённое через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Тогда Иисус, отпустив народ, вошёл в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего: пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

 

Проповедь 1

1. В поезде встретились священник и некий высокопоставленный военный. Это было в 80-е годы XX века. Их разделяли не только исполняемые ими функции, но и, как можно предположить, помня те времена, мировоззрение. В завязавшейся беседе этот военный показал, что весьма неравнодушен к Церкви: «Вы уж меня извините, – сказал он, – но эта ваша Церковь могла бы стать практически кристальной организацией. У вас прекрасная доктрина, славное прошлое и вы могли бы завоевать полное доверие в обществе. Но вам крайне необходимо провести чистку. Вы должны как можно скорее изгнать из Церкви всех, кто портит её доброе имя. Потому что эта ваша Церковь в последнее время стала прибежищем всяких экстремистов, пьяниц, воров и других отбросов общества. Если бы вы каким-либо образом изолировали всех этих людей, то стали бы подлинной Церковью». «Ловко, однако, вы это придумали, – отвечал священник, – это ведь наилучший рецепт максимально быстрой ликвидации Церкви».

Не впадаем ли и мы в такой же соблазн: в заботе о подлинности и «кристальной чистоте» Церкви в глазах мира провести своеобразную чистку, выбросив за борт ладьи Петровой всех, кого мы считаем незрелыми, не доросшими до веры в Иисуса Христа? Многие организации ради авторитета и доверия общества выбрасывают за борт тех, кто уже непригоден. Ибо не знают для таких прощения. Ибо не видят возможности обращения, другой возможности избавиться от греха, кроме ликвидации его вместе с грешником.

2. В такой соблазн впали и рабы из сегодняшнего Евангелия. Рассказанная сегодня притча о человеке, посеявшем доброе зерно на своём поле, является образом Царства Божьего на земле, а также образом Церкви. Плевелы посреди пшеницы не входили в планы владельца поля. Они появились в результате действий врага (сатаны?). Однако хозяин не соглашается на прополку, дабы при этом случайно не пострадал пусть даже один колос пшеницы. Отделять плевелы от пшеницы лучше во время жатвы.

Этот образ из сегодняшнего Евангелия очень красноречив. Пшеница и плевелы (добро и зло) существуют бок о бок. Это сосуществование добра и зла мы видим как в мире, так и в общине Церкви, а также в жизни каждого отдельного человека. Однако в свете сегодняшнего Евангелия мы не можем сказать, что это нормальная ситуация, которую следует одобрять. В грядущем спасётся лишь добро. Но всё же хозяин не приемлет преждевременного удаления плевел, опасаясь уничтожения даже самого малого колоска.

3. Поведение рабов, в заботе о пшенице хотевших повыдёргивать плевелы, совершенно естественно. А вот поведение домовладыки из сегодняшнего евангелия как минимум удивляет. Какой же земледелец будет спокойно смотреть на молниеносное распространение сорняка, всё сильнее подавляющего посевы пшеницы? Образ такого удивительного хозяина Иисус рисует нам, вероятно, для того, чтобы таким контрастом с реальностью показать радикально выходящие за рамки людского воображения действия Бога по отношению к человеку.

Бог не остаётся безразличен ко злу и греху. Но Он «не хочет смерти грешника». Он милует праведных, но также и неправедных, всех стремясь привести к полноте человечества. Бог не хочет спасти только некоторых людей за счёт других. Однако не может помочь человеку без его участия. Поэтому Он каждому даёт шанс для обращения (см. 1-е чтение: «Внушал сынам Твоим благую надежду,
что Ты даёшь время покаяния во грехах»). Долготерпение Бога по отношению к отягощённым грехами людям – не признак его слабости и беспомощности, а, напротив, выражение Его силы и мудрости (ср. 1 чтение).

4. Вызванная образом жатвы аллюзия на судный день заметна очень хорошо. Отделение добра от зла совершится неизбежно. Однако если сегодня Бог по-прежнему даёт нам время, то упускать его нельзя. Если Он даёт его нам, то, наверное, именно для того, чтобы мы сделали очередной шаг в Его сторону, идя по пути обращения.

Этот путь не всегда заключается только в отрицании греха. На определённом этапе развития религиозной жизни нужно не просто задаваться вопросом о совершённых грехах, но всегда спрашивать себя и о любви. Что ещё я могу сделать, чтобы сильнее проявить мою любовь к Богу? Может быть, время нам всё ещё даётся как раз для этой большей любви…

 

О. Войчех Загродзкий CSsR

 

Проповедь 2

Дорогие сёстры и братья!

Переживая сегодня Святую Евхаристию, поблагодарим Бога за все дары и благодати, которые мы получили и получаем, а, прежде всего, за дар нашего спасения. Поблагодарим Бога за Иисуса, который сейчас приносит Себя в жертву за нас и весь мир. Он, живой и воскресший, является нашим единственным Господом и Избавителем. Он насыщает нас Своим Словом, Своим Телом и Кровью. В Нём, и только в Нём, мы приобретём жизнь вечную. И именно о Нём – Центре и Основе нашей христианской жизни – я хочу говорить.

Иисус Искупитель!

Есть один исторический рассказ, говорящий, что в середине XIX века кавказскими народами правил князь Шамиль, человек очень справедливый. Главной заботой этого князя было сделать своих подданных более хорошими людьми. Прежде всего, он хотел искоренить плохой и широко распространённый обычай брать взятки. Чтобы истребить его, он ввёл строгий закон: если кто-нибудь будет обвинён во взяточничестве, того публично накажут пятьюдесятью палками. И вот случилось так, что первой поступила жалоба против его родной матери. Шамиль, полный боли и печали, три дня не выходил из своего шатра. Закон требовал справедливости и наказания, но он так любил свою мать. В конце концов на четвёртый день он вышел из шатра с готовым решением. Он созвал народ, а мать вывел на середину. Затем князь приказал связать ей руки и приступить к выполнению наказания. Однако в тот момент, когда должны были пасть первые удары, он внезапно вырвал из рук слуг свою мать и сам с наклонёнными плечами принял пятьдесят ударов. После этого он, выпрямившись, сказал: «Разойдитесь! Закон восторжествовал. Вот пролилась кровь вашего правителя, чтобы сбылось справедливое наказание».

Эта прекрасная история, дорогие, напоминает нам план искупления. Вот человек:

– согрешил против своего Создателя и Господа;

– из-за греха предался злу, сатане;

– из-за греха нарушил надлежащее Богу почитание.

Значит, он должен пострадать за свою провинность. Он должен быть справедливо наказан.

Но Бог в своей огромной любви:

– принимает бремя человеческой вины;

– в лице своего Сына Иисуса несёт наказание, которое полагалось человеку;

– освобождает нас от власти греха, зла и возвращает Себе, давая взамен в качестве выкупа Свою муку и смерть;

– даёт нам новую жизнь.

Источником этого плана нашего искупления является любовь Бога. Во Христе Искупителе – наша новая жизнь и надежда.

Один из святых произнёс однажды такие слова: «Не было другой причины прихода Христа, Господа нашего, как только та, чтобы избавить грешников. Где нет болезни, нет ран, там нет и нужды лечения. Пришёл Великий Врач с неба, так как великий больной ложился и заваливал землю. Этим больным является человеческий род».

Дорогие, поблагодарим сегодня нашего Отца за дар Его Сына; за дар нашего искупления, спасения; за дар Его любви. Посмотрите, как много сделал для нас Бог! Будем же отвечать своею любовью на Его любовь.


О. Вальдемар Важиньский CSsR