Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.Мф.5,7

Первое чтение Ис 55, 10-11

Так говорит Господь: Как дождь и снег нисходит с неба, и туда не возвращается, но напояет землю, и делает её способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.

 

Второе чтениеРим 8, 18-23

Братья: Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих: потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.

 

Евангелие Мф 13, 1-23

Выйдя в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошёл в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге; и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли; и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние, и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит! И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано. Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют. И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат. Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле. Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

 

Проповедь

 

1. Может ли евангельский сеятель, знающий реалии своего региона, возмущаться тем, что часть семян пропала, поскольку упала на такое место, где нет никаких шансов на урожай? Не лучше ли будет возмутиться собственной неосмотрительностью при разбрасывании зерна по земле? Иисус сказал, что некоторые из семян упали на дорогу. В некоторых странах Ближнего Востока дороги по сей день не имеют вида чётко проложенных путей. Если бы зёрна, упавшие на такую дорогу, были заборонованы, то есть прикрыты землёй, то, может, и уцелели бы. Почему же сеятель этого не сделал? Для чего он бросал семя на каменистую почву или в тернистые заросли? Гибель семян произошла в соответствии с процессами, идущими по законам природы, и нет нужно предъявлять претензии ни этим семенам, ни природе. Адресовать упрёк можно только самому сеятелю.

Добавленное по просьбе учеников толкование этой притчи порождает беспокоящий нас вопрос: если сеятель – это сам Бог, то не Ему ли следует предъявить претензии за неэффективность Его участия в делах этого мира? И ещё: если семя из этой притчи – это слово Божье, то как понимать первое чтение, в котором Бог заявляет, что «слово Моё, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным»? Что, Евангелие противоречит пророчеству Исайи?

2. Но вызвать удивление у слушающих Иисуса могли не только эти вопросы. Они были людьми Ветхого Завета. А будучи живущими под римским владычеством иудеями, они всё время ждали Мессию. Надеялись на божественное вмешательство и освобождение, которое они понимали как возрождение былого политического преуспеяния. Храня живые воспоминания необычайно впечатляющего (по библейским рассказам) освобождения из египетского рабства (казни египетские, переход через Чермное море и т. д.), они могли надеяться на столь же впечатляющие события, когда появится новый Моисей, чтобы объявить о воцарении Бога в мире.

3. В этом контексте притча о сеятеле показывает совершенно новое видение царства Божия на земле. Прорастание зерна, брошенного на землю, так же, как и возрастание Царства Божьего, лишено зрелищных событий и растянуто во времени, оставаясь трудноуловимым для человеческого восприятия. Думая о своём участии в деле созидания Царства Божьего, необходимо избавляться от соблазна немедленного успеха, измеряемого заметными переменами в мире вокруг нас. Царство Божие начинается со слова Божия, брошенного в почву людских сердец. Не следует ли теперь новыми глазами взглянуть на принятое Церковью служение слова? Слово Божие звучит во всём мире не только с амвонов, но и в залах для катехетических встреч, в молитвенных группах, с кафедр теологических факультетов, в средствах массовой информации и, наконец, в межличностных отношениях, в которые вступают между собой верующие, и среди которых особую высокую роль играет передача слова Божия от родителей к детям. Никто не вправе опускать руки из-за отсутствия видимых плодов, ибо решающим для Царства Божия является сам факт передачи Божьего слова.

4. Слово Божье адресовано каждому человеку. Оно таит в себе небывалую силу преображения путей человеческой жизни. Но его эффективность – это не эффективность компьютера, действующего только так, как его запрограммировали. Слово Божие всегда обращено к свободе человека. Поэтому на звучащий иногда вопрос: «Что я могу сделать, чтобы мой сын (или: моя дочь, мой отец или моя мать) начали ходить в церковь?» нужно отвечать: «Надо молиться, потому что ничего (или очень мало) другого “извне” сделать не удастся».

Притча Иисуса обращает наше внимание на четыре варианта поведения человека, слышащего слово Божие, по аналогии с четырьмя местами, на которые упали семена, разбрасываемые евангельским сеятелем. В каком из этих вариантов ты видишь своё отношение к слову Божию?

5. Часть семян попала на плодородную землю. И ничего, что они принесли разный урожай: одно во сто крат, иное в шестьдесят, а иное в тридцать. Каждое из семян принесло плоды. Так же происходит и со словом Божьим: всегда найдутся сердца, в которых оно принесёт плоды. Это благодаря им Царство Божие уже здесь, на земле. Даже если число тех, кто сделает слово Божье путеводителем своей жизни, будет относительно невелико, именно они решают, насколько Бог царит  на земле. Поэтому в жизни Церкви важны не только количество тех, кто участвует в воскресной мессе. Тайна Царства Божия ускользает от социологических исследований. Немногочисленные, но беззаветно преданные Богу люди могут преобразить лицо земли.

 

О. Войчех Загродзкий CSsR