Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Пс 102,2

Первое чтение  Зах 9, 9-10

Так говорит Господь: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушён будет боевой лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли.

 

Второе чтение Рим 8, 9. 11-13

Братья: Вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Итак, братия, мы не должники по плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живёте по плоти, то умрёте, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

 

Евангелие  Мф 11, 25-30

В то время, продолжая речь, Иисус сказал: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам. Да, Отче! ибо таково было Твоё благоволение. Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас. Возьмите иго Моё на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдёте покой душам вашим. Ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко.

 

Проповедь

 

1. Иерусалим может ликовать и торжествовать, а вместе с ним и любое сообщество людей. Причина этой радости – непрерывное пребывание в нём Царя-Мессии. Всё более мучительная зависимость от других могущественных государств (Ассирия, Вавилон, Греция, Рим) зародила в народе Израиля ожидание Мессии в облике вооружённого освободителя. Пророк Захария отважно противостоит этим ожиданиям: Царь-Мессия прибудет иначе, восседая на осле (а не на боевом коне, символизирующем военную силу). Иисус не был Спартаком, не был борцом за политические свободы, – как заметил Бенедикт XVI в энциклике Spe salvi (п. 4). Иисус как Мессия прибывает с миром, не пользуясь человеческим правом силы, являя лик Отца и восстанавливая Божий Закон. Таким Он предстаёт и в сегодняшнем Евангелии: как «кроткий» и «смиренный сердцем».

Однако в прочитанном сегодня Евангелии ключевые слова – не те, которыми Иисус говорит о Себе. В евангельском чтении есть три части, которые могут красной нитью наших сегодняшних размышлений: а) молитва благодарения; б) откровение Отца и Сына; в) обращение к тем, кому трудно.

2. «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам». Младенцы – это те, кто видят свою человеческую природу такой, как она есть, осознавая её границы. Они бедны, ибо ощущают, что им чего-то недостаёт, чувствуют некую пустоту и знают, что сами её наполнить не смогут. Поэтому они обращаются к Богу, убеждённые, что только Он может наполнить их жизнь. Это им явлена истина о Царстве Божьем. Да и могло ли быть иначе? Человек, не видящий в своей жизни ни в чём недостатка, не ощущающий пустоты, которую может заполнить только Бог, человек самодостаточный не нуждается в Боге, и спасение ему не нужно. Так стóит ли удивляться, что он останется безразличен к проходящему рядом Богу? Не в этом ли истоки кризиса веры многих современных нам людей? Только тот, кто чувствует некую бедность, неопределённость, непрочность своего существования, сможет обратиться к Богу всем сердцем (не потому ли некоторые только при утрате здоровья или при угрозе их жизни находят путь к Богу?)

3. «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Иисус являет нищим духом свои исключительные отношения с Отцом. Поэтому Он – единственный, Кто может в полноте явить нам лик Отца. Нет другой дороги, ведущей к максимально полному познанию Бога, кроме откровения, которое принёс нам Иисус Христос, а Церковь сохранила, передавая его от поколения к поколению. Поэтому разве не удивительны те, кто пытается искать Бога на других путях? Но, если такие попытки предпринимаются, то почему так происходит? Сегодня уже никто не подвергает сомнению историчность фигуры Иисуса, однако всё ещё есть проблемы с признанием Его божественности. Поэтому мы постоянно должны вновь задавать себе вопрос о нашей вере в Сына Божия и постоянно заново на этот вопрос отвечать: «Верую в Иисуса Христа, единого Его Сына».

4. «Иго Моё благо, и бремя Моё легко». Вера в Иисуса Христа должна принести плоды в виде радикальных изменений в повседневной жизни уверовавшего ученика. Мы осознаём, что Евангелие очень высоко подымает планку перед учениками Христа. Слово «иго» отсылает нас к системе отношений господин – раб. Мы понимаем, что Христос требует от нас вытекающего из веры абсолютного послушания. Может ли такое послушание быть «благом»? Жизнь ученика Иисус никогда не была лёгкой, и сейчас нелегка. Христос об этом хорошо знает. Ему известны разнообразные ограничения нашей природы. Нас мучает наша ранимость, наше неумение верить… В каждом поколении есть те, кто хочет всё больше «иметь», и это обедняет наше «быть». Но в этой борьбе за верность вере человек никогда не одинок. Он может преодолеть свою слабость, но только при помощи Духа (см. 2-е чтение). Радикальные евангельские требования были бы невыполнимы без приглашения Иисуса: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые». И это поистине радостная новость! Поэтому мы с надеждой взываем к Нему словами вступительной молитвы: «Боже, … Ты поднял мир из глубины его падения; даруй верующим в Тебя святую радость, чтобы, избавленные от рабства греха, они познали вечное ликование».

 

О. Войчех Загродзкий CSsR