Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив Пс 102,8

5-е воскресенье Пасхи

Первое чтение Деян 6, 1-7

В эти дни, когда умножились ученики, произошёл у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

 
 

Второе чтение 1 Петр 2, 4-9

Приступая к Господу, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании:

вот, Я полагаю в Сионе камень
краеугольный, избранный, драгоценный;
и верующий в Него не постыдится.

Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих

камень, который отвергли строители,
но который сделался главою угла,
камень претыкания
и камень соблазна,

о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

 
 

Евангелие Ин 14, 1-12

Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идёшь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.

Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.

 

Проповедь 1 

Да не смущается сердце ваше;
веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
В доме Отца Моего обителей много.

В каждом из нас, в каждом человеке живёт мечта и потребность в своём уютном, полном добра и любви месте. Таким местом здесь, на земле, является отчий дом, дом, где живёт наша семья. Дом, который мы строим и в который возвращаемся, чтобы отдохнуть, набраться новых сил и с новой надеждой идти в окружающий нас мир.

Не всегда эта потребность бывает удовлетворена – как много рухнувших домов, разрушенных жилищ, разбитого семейного счастья, несбывшихся мечтаний об уютном домашнем уголке!

И даже, если у нас есть такой уголок, то мы видим и чувствуем, что рано или поздно придёт время, когда всё это придётся оставить, и сердце наше переполняется печалью.

И тогда Иисус в сегодняшнем Евангелии обращается к нам, ко всем верующим: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много»!

Мы не знаем точно, как будет выглядеть этот наш дом в небе. Но, если мы хотим быть уверены в своём будущем, мы должны идти туда, уповая на Того, Кто сказал, что это стóит делать. Разговоры о небе – это всегда ограниченность, всегда остаются несостоятельной попыткой выразить нечто, выражению не поддающееся. Мы находимся в положении человека, собравшегося продать свой дом. И вот он вынул из стены один кирпич, пошёл на рынок и стал зазывать людей: «Кто хочет купить мой дом? Отличнейший дом! Вот здесь кирпич на пробу». Как было над ним не посмеяться, ведь что это за предложение…

Мы также владеем лишь одним «кирпичом» знаний о небе. Но несмотря на то, что знаем о нём так немного, мы стремимся достичь его. Мы уповаем на Того, Кто нас учит, на Христа; мы верим, что Он не обманывает нас, и дом Отца действительно прекрасен. В конце концов, Он слишком дорого заплатил за Своё учение, чтоб ещё и обманывать. Никто не идёт на крест во имя иллюзии.

Кто будет спасён? Иисус никогда не говорил об этом определённо. Он говорил, что там есть место каждому, и каждый зван, а если кто-то не придёт, его место останется пустым! Он учил: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин 3, 13). Если хочешь поселиться в доме Отца, можешь сделать это, как частичка Его мистического Тела, ибо Христос есть Глава Церкви и спаситель Тела. Лишь он вхож в дом Отца, поэтому, соединившись с Ним, мы можем войти туда вместе. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14, 6).

Христос есть истина, ибо открывает нам Бога Отца и, как посредник, являет Собой Путь, ведущий к Отцу. Шагающий по этому пути не может заблудиться. Полное познание и понимание Отца – задача на вечность, а сейчас, в дороге, в нашей бренности, мы можем созерцать Отца, в совершенстве запечатлённого во Христе. Сын и Отец составляют единое целое. Единство природы Сына и Отца проявилось в единстве их деяний. «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14, 9), – повторял Иисус апостолам, так часто выказывавшим недостаток духовной мудрости и недостаток энтузиазма. После Воскресения они поняли, что не будут чудесным образом вознесены в небесные обители Отца, но должны будут приложить личные усилия, дабы одолеть земной отрезок пути, предназначенного каждому.

И в этом наша радость и надежда – соединяя личные усилия с верой в наипрекраснейшую истину, коей есть воскресение Божьего Сына Иисуса Христа, шагая по пути Его заповедей и наставлений, пользуясь Его дарами – мы обретём жизнь, вечную жизнь в прекраснейшем доме, в котором для каждого из нас приготовлена обитель. Аминь.

 

О. Ян Глувчик CSsR

 

Проповедь 2

Божье напоминание

Если мы задумаемся, зачем человек празднует и вспоминает события, имевшие место много лет тому назад, как, например, начало восстания, освобождение страны, годовщина свадьбы или день рождения, то придём к выводу: так происходит оттого, что эти события знаменательны для данного сообщества или конкретного человека. Вспоминаемые события существенно повлияли на жизнь, внеся в неё некие новые качества; благодаря им жизнь приобрела новые краски и получила новый импульс.

Так, например, супруги чувствуют потребность отметить очередную годовщину своего брака. Ибо он основательно изменил их жизнь. Слова клятвы сделали двоих единым телом, связали на всю жизнь, на счастье и на горе. Возвращение к этим значительным событиям и произнесённым тогда словам необычайно важно, особенно если вспомнить, что человек склонен к забывчивости и быстро привыкает к новой, более яркой, действительности. Часто бывает, что вещи, некогда волновавшие и вызывавшие восторг, теперь – лишь один из элементов серой повседневности. Из-за кучи самых разных проблем и забот, связанных, к примеру, с содержанием семьи, мы часто теряем чуткость по отношению к основополагающим, важнейшим вещам.

Постоянное напоминать себе и другим о действительно важном необходимо также и в вопросах религии и веры. Для этого в приходах организовываются реколлекции и дни углублённых размышлений, чтобы люди, участвуя в них, могли вспомнить, что важное произошло в их жизни, но было заслонено будничными заботами. Для многих людей такие реколлекции – единственный шанс постичь глубинный смысл своих трудов и усилий, прилагаемых практически каждый день. Человеку необходимо постоянно напоминать о вещах, казалось бы, очевидных и понятных.

Только что мы услышали часть тех слов, с которыми Иисус обратился к Своим ученикам на Тайной Вечере. Этими словами Иисус хотел как бы подвести итог всей Своей общественной деятельности, и ещё раз изложить ученикам всё то, что в Его учении было наиважнейшим. Ибо сознавал, что другого такого случая у него уже никогда не будет. Он хотел подготовить учеников к своему уходу и к тому, что уже вскоре вся тяжесть миссионерской деятельности ляжет на их плечи. До этих пор Иисус проповедовал Евангелие о Царстве, а ученики сопровождали Его и учились. Теперь это будет их задача: всему свету возглашать о том, что они пережили и что передал им Иисус, проповедовать истины о Боге и о спасении во Христе Иисусе.

О том, сколь важным делом было это очередное напоминание о важнейших истинах Евангелия, свидетельствуют удачно процитированные евангелистом Иоанном слова самих апостолов. Когда Иисус говорит о пути, по которому Он идёт, апостол Фома вдруг с удивлением спрашивает, что это за путь. То есть видно, что апостолы не понимают, о чём говорит их Учитель. Немного погодя Филипп, послушав уверения Иисуса, что апостолы уже видели и познали Отца, обращается с просьбой показать им Его, наконец. Похоже, что это вызывает раздражение Учителя. Такая просьба показывает, что все слова, сказанные Им за несколько лет общественной деятельности, прошли мимо апостольских ушей. Ученики не всегда были в состоянии понять их суть и открыть сокрытую в них истину.

Иисус ещё раз напоминает им основные положения Евангелия. Ведь оказалось, что на многие вещи они смотрели слишком уж по-человечески, давали ответы и предлагали решения, чуждые Божьей логике. Иисус показывает на себя и говорит: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь». Только в Нём можно спастись, только Он может придать смысл и ценность жизни человека. Минуя Его, мы не можем прийти к Отцу. Он – единственный путь на небо, единственная истина о человеке, только Он может дать жизнь, которую не в силах прервать даже смерть.

Хотя после Пасхальных торжеств прошло уже много дней, мы всё ещё дышим той атмосферой радости, которая окружала очевидцев триумфа Христа над смертью. Эти торжество должны были напомнить нам, сделать явным то, что для нашей веры самое главное, ибо, как писал св. Павел, «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». Углублению в эту истину служит весь переживаемый нами сейчас пасхальный период.

Стóит задать себе вопрос: «Обновило ли мои отношения с Богом это дарованное Им время воспоминания великих Божьих деяний, свершённых ради людей? Помогла ли мне заново почувствовать новизну и силу Евангелия Иисуса память о Его страстях, смерти и воскресении? Удалось ли мне порвать с чисто человеческим взглядом на происходящее вокруг?» Эти вопросы должны быть живы в нас особенно сейчас, когда мир предлагает нам так много путей и решений, которые противоречат Божьему замыслу о мире и человеке. Эти вопросы должны пробуждать в нас беспокойство, особенно когда мы видим вокруг столько людей, соглашающихся на образ жизни, притупляющий чуткость к Божьему и духовному. Бог напоминает нам, чтó в нашей жизни по-настоящему важно. Мы – возлюбленные Божьи дети, за которых Иисус принёс в жертву собственную жизнь, ради которых победил смерть, и озарил всю жизнь светом Своего Евангелия.

Это напоминание тем более серьёзно, чем лучше мы осознаём, что, как и апостолы, призваны словом и делом проповедовать воскресшего Христа. Тем, кто остаётся глух к Божьему напоминанию, исполнить эту задачу будет очень трудно.

 

О. Дариуш Пабись CSsR