Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.Мф.5,7

3-е воскресенье Пасхи

Деян 2, 14.22-28

В день Пятидесятницы Пётр, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:

Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определённому совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем:

видел я пред собою Господа всегда,
ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.
От того возрадовалось сердце моё
и возвеселился язык мой;
даже и плоть моя упокоится в уповании,
ибо Ты не оставишь души моей в аде
и не дашь святому Твоему увидеть тления.
Ты дал мне познать путь жизни,
Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.

1 Петр 1, 17-21

Если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного ещё прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мёртвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога.

Лк 24, 13-35

В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошёл с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чём это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нём в эти дни? И сказал им: о чём? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нём во всём Писании.

И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошёл и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

Если человек не замечает в своей жизни Бога, то это ещё не означает, что так оно и есть на самом деле. Может повторяться история учеников, идущих в Эммаус. Они шли с Иисусом, но не могли его увидеть, узнать. Ощущение мнимого отсутствия Бога в жизни многих людей, а может быть, и в нашей, встречается довольно часто в наше время. История идущих в Эммаус учеников показывает нам, что следует сделать, чтобы заметить в своей жизни Воскресшего Господа.

Удивительная история… Ученики, которые столько времени проводили со своим Учителем, не узнали Его. Свидетели множества исцелений, чудес, вслушивающиеся в прекрасное учение Иисуса, они не узнали своего Учителя, который шёл с ними. Евангелие указывает нам причину, по которой Иисус остался не узнанным своими учениками: глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Они смотрели, но не видели. Немного дальше св. Иоанн добавит: остановились печальные. Именно внутренняя печаль, разочарование, испытанные огорчения, личные драмы и неудачи приводят к тому, что глаза становятся «удержаны». Человек смотрит на Иисуса, но не видит Его.

Что было причиной печали Клеопы и его спутника? Смерть Иисуса на кресте ввела их в это состояние, но больше всего то, что со смертью Учителя разрушились их планы и мечты: а мы надеялись было, что Он есть Тот, который должен избавить Израиля. Конечно, они были свидетелями множества чудес и слушали речи Иисуса, но на самом деле они связывали с Иисусом другие планы, свои планы. Они ожидали, что Иисус будет царём, который освободит их из римской неволи, поведёт к прекрасной жизни. Смерть разрушила эти планы, ученики не понимали и, возможно, не хотели увидеть в ней Искупление из другой неволи – неволи греха и дьявола. Они смотрели на Голгофу и видели не страдания Иисуса, а лишь свою трагедию. Именно это разочарование, что Иисус не выполнил их ожидания, что позволил убить себя на кресте, и было причиной печали учеников.

Подобное может происходить и в нашей жизни. Могут ли супруги, переживающие проблемы, заметить страдания других людей, кроме своих собственных страданий? Когда кто-нибудь сталкивается с неудачей, что его больше всего беспокоит? Печаль входит очень глубоко в жизнь человека, когда он видит только себя и свои нереализованные амбиции. Тогда глаза становятся «удержаны». Человек смотрит, но не видит, не видит и Иисуса; находится на Евхаристии, а мыслями – далеко за стенами храма.

Иисус не кричал на учеников, не насмехался над их слепотой, а указал на Писания и Пророков, направил их взгляды на более важные дела, на Искупление. Иисус показал, что в том, что казалось поражением и недоразумением, скрывается настоящая сила, что таким способом Бог пришёл ещё раз, чтобы показать свою любовь, своё присутствие. Когда ученики посмотрели на Божий план, на Искупление, им пришлось пересмотреть свои взгляды, печаль исчезла: не горело ли в нас сердце наше?

Каждый из нас в пути, каждый переживает периоды проблем и страданий. Эти периоды необходимы, несмотря на то, что очень часто нам трудно разглядеть в них Бога. Они позволяют увидеть, сколько в нас эгоизма, собственных планов и амбиций. Пригласим же в свою жизнь Воскресшего Господа, чтобы Он развеял нашу грусть, печали и страхи, чтобы Он позволил нам радоваться собственному Искуплению и Искуплению других людей!

 

CSsR

 

Проповедь 2

Ещё не успокоился потревоженный камень, изумлённый Воскресением, а мы бредём в Эммаус, как Лука с Клеопой, о чём свидетельствует Евангелие. Наверное, едва ли не у каждого есть, был или будет свой Эммаус, в котором он вдали от людей и от Бога желает найти мир и покой, но нет мира без Бога, ибо только Бог есть мир.

Нет счастья без людей, ибо все люди – дети Бога.

Сегодня нужно обдумать так много, что даже страшно…

Этого хватило бы не на одно третье воскресенье Пасхи.

Поэтому поразмышляем не о многом, но со старанием.

Евангелист Лука, Святом Духом ведомый, так ярко и просто обрисовал явление ученикам воскресшего Иисуса, как будто хотел, чтобы это читали детям в начальной школе.

А ведь в этом явлении заключена значительная часть человеческой судьбы,

судьбы каждого человека, каждого из нас.

У каждого из нас, давайте наберёмся смелости это признать, был… есть, будет свой Эммаус, к которому он пойдёт одиноким, сломленным, поникшим.

– Обещал… и не исполнил, позволил схватить себя и распять.

Да ещё и Тело Его пропало. Мы поверили Ему, а теперь приходится убегать.  За того, кто проиграл, голову подставлять глупо.

Вот такая мелкая философия. Разум и мудрость без веры.

Не знаю, удивляется ли Иисус этим хлопотам свих учеников или прекрасно понимает их? Ответ, который Он дал на этот вопрос –

а у Него «дал» значит «даёт»… и будет давать, ибо у Него вчера значит сегодня и завтра, ведь ему и Отцу принадлежит вечность – был искренним и непосредственным. Ни тени риторики или дипломатии.

Он исходил из сердца, которое любит и беспокоится о тех, кого любит.

– О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему…

И принялся объяснять и растолковывать всё, что ученики должны понимать. А их сердца раскрывались, как захлопнутые двери, скрипя несмазанными петлями. И какой-то свет переполнял их; они размякали в его лучах.

И полюбили этого Незнакомца.

Они поняли, что Он знает больше их. И прониклись доверием к Нему, ведь пригласили Его с собой на ночлег.

Он не принёс им неприятностей.

Он не заставил их отчитываться. Благословив и преломив хлеб, Он исчез с их глаз, оставив знание и понимание.

– Это был Он.

Это был Тот, в Ком они усомнились. Тот, Кого мы не знаем.

Он воскрес.

Не зря Он умер, не зря страдал, не зря дал распять Себя.

По Его рукам, лежащим на столе, прежде чем Он взял хлеб, они познали силу Его.

И вернулись туда, откуда бежали.

Вернулись к месту своих сомнений, дабы очистить его свидетельством, дабы сказать: «Воскрес! Мы видели Его. Несём Его в себе».

Когда мы вот так размышляем над Евангелием, пробивается вопрос (и не удивительно – весна!): о ком эта история?

О них? О Луке и Клеопе? Или обо мне?

Трудный вопрос, но полезный.

Думается, что о нас, о всех.

У каждого из нас есть свой путь в Эммаус –

путь разочарования, сомнений, бегства.

И очень важно вовремя свернуть с него и вступить на путь к Отцу.

Он укажет нам путь жизни, в тёмной долине зажжёт свет и поведёт нас.

Первые очевидцы видели гроб, из которого Кто-то воскрес и Его – Христа. Увидели жизнь, которая пережила смерть, и не была побеждена ею. Прикоснулись к Бесконечности, к Вечности. И это заглушило их страх перед смертью. А ещё они пережили чувство необыкновенного единства с Иисусом Воскресшим.

«Мир вам! Не бойтесь, это я. Посмотрите на Меня, на мои руки и ноги! У Меня от вас тайн нет».

И ведь нет нужды толковать вам эти слова. Они так непосредственны, так ясны. В них нет даже следа теории, двузначности, дипломатии. Есть любовь и единство.

Первая из всех очевидцев, Мария Магдалина, ещё и получила возможность начать с начала, без «запятнанного личного дела», пережила что-то вроде второго рождения, благодаря которому можно снова дышать полнотой истины, добра и красоты, второй раз поверить в своё достоинство.

– Мария! – это был тот самый голос, что когда-то потряс её до глубины души.

– Иди и расскажи Моим ученикам, – у неё закружилась голова.

– Я? – она отказывалась понимать.

«Она пошла и возвестила бывшим с Ним, что Он жив и она видела Его» и что Он послал её к ним.

В руках Бога любая жизнь обретает непреходящую ценность.

Всё это можете пережить и вы, мои дорогие.

Пусть Божье милосердие соделает так, чтобы и мы встретили Его в пути, чтобы и мы поверили Ему наши сомнения, чтобы и мы уверовали в Него и пошли за Ним.

Потому что мало просто быть втайне окрещённым некоей бабушкой.

Надо самому, самой выбрать Его.

Надо пригласить Его к себе.

Дать Ему быть в нашей жизни –

ночью и днём…

всегда и всюду…


О. Станислав Островский CSsR