Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Не судите, да не судимы будете. Мф 7,1

4-е Воскресенье Адвента

Первое чтение Ис 7, 10-14; 8,10c

И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.

 
 

Второе чтение Рим 1, 1-7

Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своём, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мёртвых, о Иисусе Христе Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, - всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа.

 
 

Евангелие Мф 1, 18-24

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их. А всё сие произошло, да сбудется речённое Господом через пророка, который говорит:

се, Дева во чреве приимет и родит Сына,
и нарекут имя Ему Еммануил,
что значит: с нами Бог.

Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою.

Проповедь 1

В Назарете, в доме Марии, возник архангел Гавриил. «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты между жёнами», – обратился он к Ней с порога. Она смутилась от таких слов и думала: «Что бы оно могло значить, такое приветствие?» Но ангел сказал: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот. Ты зачнёшь во чреве и родишь Сына». Ангел продолжал говорить, но Она уже не слышала его. На глаза нахлынули слёзы, тело покрылось холодным потом, и всю Её трясло от страха. Она внезапно осознала всю сложность положения, в котором оказалась. Перед Её глазами явственно обрисовалась смертельная угроза.

Они только что обручились с Иосифом. Жили, как велел закон, отдельно, и пока даже не думали, когда проведут вторую часть бракосочетания – торжественное введение Её в дом Иосифа. Только после этого можно было разделить с ним супружеское ложе. В течение какого-то времени можно будет скрывать от мужа, что находишься «в положении», однако потом это обнаружится, и Иосиф поймёт, что жена ему изменила. Какова будет его реакция? На его стороне будет закон, который велит дать неверной жене разводное письмо, а затем подвергнуть её суду, и приговор будет неизменным: смерть через каменование, оповещая при этом всех, в чём состоит вина приговорённой. «Значит, согласиться с ангелом – это позволить, чтобы Меня побили камнями и отобрали доброе имя. А если это произойдёт, то и рождаемое Святое не родится, – здраво рассуждала Мария.

«А может, спросить ангела, зачем Богу так рисковать? – думала Мария. – Ведь Он однажды уже вверил людским рукам все Свои надежды и ничего из этого не вышло. Адам и Ева выбрали не Его, а себя, а нас отяготили первородным грехом. И сейчас может произойти то же самое. Моя жизнь, жизнь Иисуса и спасение людей окажутся в руках человека, охваченного бурными чувствами. Да и как ещё мужчина, недавно просватавший женщину, которую любит, может реагировать на неожиданное известие об её измене?»

Но в этот момент где-то внутри Она ясно услышала голос Ахаза, который, получив от Бога позволение просить знамения для себя, ответил: «Не буду просить и не буду искушать Господа». Чуткое сердце Пресвятой Девы забилось сильнее. Она решила не спрашивать ни о чём. А тёмные тучи над Её будущим немного рассеялись. Она перестала думать о смерти.

«А может, всё-таки довериться Иосифу? Ведь он Меня так любит. Разве может он желать Моей смерти? А если он не отдаст Меня под суд, а только, разгневавшись, прикажет уйти туда, где Меня «осчастливили», – уйду. По крайней мере, рожу Иисуса, чтобы Он мог спасти Свой народ. Или всё же попросит ангела, чтобы от Меня пошёл к Иосифу и рассказал ему обо всём?» – думала Дева. Но эту последнюю соломинку вырвал из Её рук могучий голос пророка Исайи, донёсшийся до Неё: «Слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?» Ей показалось, что Её пристыдили, и Она покраснела. Уста же Её, будто сами по себе, произнесли: «Вот – раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Действительно ли при благовещении Марию угнетали все эти мысли? Думаю, что нет. Хотя на самом деле через всё, чего страшилась, Она прошла наверняка. Ведь ангел, по свидетельству Матфея, явился Иосифу во сне только тогда, когда тот, поступив «по человечески», выбрал лучшее решение из возможных, то есть предпочёл, не подвергая Марию позорной смерти, тайно удалить Её от себя, тем самым спасая жизнь. Мария же остаётся образцом нерушимой веры, позволившей Её броситься, как в пропасть, во всеохватные руки Божьи.

Давайте попробуем следовать Её примеру в этой вере и, конечно, вместе с Ней, Иосифом и ангелами петь у рождественских яслей: «Слава в вышних Богу, и на земле мир людям Его благоволения». И пусть пение это, что очень важно, проистекает из полноты наших сердец, ведь и нам Господь тоже «сотворит величие».

 

о. Ежи Весоловский CSsR

 

Проповедь 2

Довериться Богу

Молодая пара желает вступить в брачный союз, создать семью. Их объединяют общие мечты и планы на будущее. Уже скоро, когда закончится предписанное традицией время обручения, они будут друг с другом, поселятся вместе.

Такая обычная, нормальная картина. И, наверное, в этом не было бы ничего примечательного, если бы не одно событие: «Прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого». По воле и по выбору Всевышнего Бога Она должна стать Матерью Спасителя. Эту истину сообщил Ей Божий посланник во время благовещения. Поэтому для Неё дело было бесспорным. Возможно, Она не всё поняла, однако сумела принять, соглашаясь на то, чего ожидал от Неё Бог.

Но то же самое дело не было столь же бесспорным для Её обручника, Иосифа. Он, как сообщает евангелист, был человеком праведным. И когда узнаёт о происшедшем, не понимая этого, он чувствует себя обеспокоенным, встревоженным, а может, и просто разозлённым. В такой ситуации любой нормальный жених предположил бы, что его невеста либо забылась и не сохранила верность, либо же пала жертвой насилия.

Иосиф, как человек справедливый и благородный, глубоко в подробности не вдавался. И был уверен, что не он отец этого ребёнка. Но был уверен также в честности и благородстве Марии. Уверенность была, но больше Иосиф ничего не понимал.

С точки зрения Марии дело, пожалуй, выглядело проще. Если уж Бог чудесным образом вмешался в Её жизнь, то Бог и сообщит людям, а особенно Её обручнику, что произошло. Пусть Бог по-своему объяснит ему суть дела. Ибо как Она может человеческими словами объяснить это необыкновенное зачатие ребёнка без участия мужчины? Как может говорить о том, что сделал Бог?

Иосиф был праведен, и любил Марию, а любящий не может навредить любимому человеку. Поэтому он хочет всю вину взять на себя, себя покрыть позором. Тогда Мария будет в безопасности, никто не сможет сказать Ей худого слова, ведь это Её жених виноват. Эта подлинная бескорыстная любовь к Марии подсказывает ему решение: пусть тайно убежит под покровом ночи, и тогда все обвинят его. Таково решение Иосифа. Он принял его и хотел осуществить, но Бог в очередной раз невероятным образом вмешивается в жизнь Иосифа и Марии. Бог приходит к Иосифу во сне и поясняет: «Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус; ибо Он спасёт людей Своих от грехов их». Этого объяснения, данного Богом, хватило: Иосиф убедился, что Бог включил его в Свой план спасения, что он нужен Богу как опекун Иисуса. Он доверился, поверил Богу. Это доверия оказалось достаточно, чтобы Иосиф взял беременную Марию к себе и заботился о ней. Его было достаточно, чтобы он приял на себя заботу об Иисусе. Хотя он многого не понимал и не мог объяснить себе многих связанных с этой ситуацией истин, он поверил Богу на слово. В основе его решения были вера в Бога и доверие Богу. Эта вера лежала в основе его согласия. И именно это согласие Марии, а затем Иосифа привели к тому, что Бог во Христе пришёл к людям, стал одним из нас, чтобы спасти нас и соединить с Богом. Великое дело Спасения, которое Бог совершил в Иисусе, требовало помощи человека, Марии и Иосифа. Богу необходимо было их доверие.

Сегодня тоже бесконечно повторяется та же история: Богу нужен человек, Богу нужна твоя и моя помощь. Поразительно: безгранично могущественный Бог, от Которого произошло всё, нуждается в помощи слабого человека. Богу необходима наша помощь, как была необходима помощь Марии и Иосифа. Они, не понимая до конца, чего ждёт от них Бог, поверили и доверились Его словам, ведь Бог есть сама доброта и может желать только добра. Поэтому Мария и Иосиф сказали своё ДА, своё FIAT – да будет так, как Ты, Боже, хочешь, а мы целиком в Твоём распоряжении. Пусть сегодня в нас и через нас проявится среди людей Твоё добро.

И Бог принял открытость Марии и Иосифа и вошёл в историю человека и мира. Он принёс людям доброй воли спасение, Свою любовь, Своё царство. Но на этом история не заканчивается. Сегодня Бог ожидает такой же помощи, только на этот раз Он ждёт её от тебя. Через твою открытость, твоё доверие, твоё упование на Него Он хочет вписать в современный мир Свою любовь, Свою доброту. Бог через тебя хочет продолжить строить Своё Царство. Ничего, что ты не понимаешь волю Бога до конца. Ничего, что ты по-человечески не знаешь, чего Он от тебя хочет. Присмотрись ко св. Иосифу, праведному человеку, и на его примере учись вере и упованию на Бога!

Это нелегко, особенно в наши дни, когда нам предлагают ничем не ограниченную свободу. Поверь Богу, доверься Ему, позволь Ему действовать через тебя. Он знает, где Он может через Тебя внести в мир Свою любовь и доброту. Он знает, где ты нужен. И не хочет ограничивать тебя. Бог хочет, чтобы ты Ему помог, Он нуждается в твоей помощи. Но это возможно только тогда, когда ты поверишь и доверишься Богу. Поверить, вверить себя Богу нелегко, но это возможно. Об этом нам говорит следующая история.

Обычная семья: родители, трое детей, небольшой дом. Обычная жизнь, как в любой такой семье. Родители работают, дети, кроме самого младшего, ходят в школу. Однажды в семье происходит трагедия. Недостаток конструкции или, может, какая-то другая причина вызывает пожар, вспыхнувший в доме. Вызвали пожарных, они приехали гасить пожар, сбежались люди, желая помочь. Родители и дети выносят из дома то, что можно спасти из пламени. Однако оно разгорается всё сильнее. Спасая пожитки, родители забыли о младшем. Он остался в своей комнатке наверху. Неумолимый огонь, сметая всё,  быстро добрался и туда. И только тогда родители вспомнили о своём ребёнке, хотя, собственно, он сам напомнил о своём существовании. Мальчик встал у окна, заплакал в отчаянии и стал звать: «Мама, папа, где вы? Мама, папа, помогите, спасите меня!» Как по команде, они посмотрели наверх и ужаснулись.

Как они могли забыть о сыне? Но так или иначе – забыли. И теперь их переполняли более важные мысли: «Как спасти ребёнка? Как ему помочь?» Малыш стоит у окна и зовёт на помощь. Внутрь войти уже нельзя. И тогда отец встаёт под окном и с отчаянием в голосе кричит: «Прыгай! Прыгай, говорю!» Сверху слышен голос: «Я боюсь, здесь за дымом ничего не видно, я не вижу тебя, папа!» И снова отец кричит: «Прыгай! Не важно, видишь ты меня или нет. Я тебя вижу и поймаю, прыгай!» Убеждённый отцом мальчик прыгает из окна и попадает в распростёртые руки отца, который плачет и снова, теперь уже спокойнее, говорит: «Самое главное, что я тебя вижу, любимый мой».

Наверняка вы знаете эту историю, её часто рассказывают. Благодаря ей нам становится понятнее истина о доверии. Ребёнок положился на отца. Не видел ничего, кроме дыма и огня, но доверился отцу и поэтому смог прыгнуть в неопределённость, в неизвестность. Ибо там был, звал и гарантировал ему безопасность любящий отец.

Такого упования, такого доверия ждёт от нас Бог. Не понимая человеческим разумом, не зная, чего Бог хочет от нас, мы совершаем прыжок веры в объятия Бога. Потому что Ты, Боже, можешь хотеть только добра. Поэтому действуй через меня и вноси в этот мир свою доброту и любовь. Поэтому, Боже, созидай через меня своё Царство мира, справедливости и святости. Поэтому, Боже, да исполнится воля Твоя в моей жизни, как в жизни св. Иосифа и Марии, Матери Твоего Сына.


о. Гжегож Ярошевский CSsR

Проповедь 3

Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою…

Эти слова благовещения Ангела словно уменьшают боязнь человека, крепко полюбившего Марию.

Чтобы понять внутреннюю борьбу Иосифа, нам надо хотя бы бегло познакомиться с миром традиций, правящих в древнем Израиле. Так, например, супружество было разделено на две значительно отличающиеся друг от друга фазы.

Первая – обручение мальчика и девочки, которой обычно было 12 или 13 лет. Это сразу же вносило изменения в её общественное положение. Хотя она и продолжала жить в родном доме ещё где-то год, но была уже «женой» своего будущего мужа и поэтому любая неверность трактовалась как прелюбодеяние.

Вторая фаза охватывала торжественное празднование свадьбы и радостный переезд в дом мужа. Это сопровождалось светом факелов, пением, танцами, пиром. Именно так говорит об этом сам Иисус в притче о мудрых и неразумных девах (Мф 25).

Фрагмент, который мы читаем сегодня в Слове Божием, относится к первому периоду, т. е. к обручению: «Прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве». Перед Иосифом встал драматический выбор. Книга Второзакония ясно говорила: «Если не найдётся девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца её, и жители города её побьют её камнями до смерти; ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего» (Втор 22, 20–21).

В позднем иудаизме этот закон смягчился до обязательного развода. Поскольку речь шла о жене, то ей надлежало официально развестись со всеми вытекающими из этого последствиями.

Вернёмся, однако, к Иосифу и его решению. Он должен развестись с Марией, согласно закону, принуждающего его к этому. Поскольку он был человеком «праведным» в значении послушания закону праотцев, то намерен принять горькое и тяжёлое решение. Одновременно, он человек «праведный», в значении «тихий, милосердный и добрый», и поэтому хочет сделать всё это как можно деликатнее. Итак, он выбирает «тайную» дорогу, без законного оглашения, разбирательства и шума, в присутствии только двух свидетелей, необходимых для подтверждения действительности развода, наступающего после передачи так называемого разводного письма.

Конечно, сегодня мы бы спросили себя, а что случится с Марией? И ответ, к сожалению, не оставляет сомнений: Она стала бы изгнанницей, отверженной всеми и принятой, может быть, только семьёй на правах девушки с незаконнорожденным ребенком. Всем известна грустная ситуация женщины древнего Востока.

Сумрак в сердце Иосифа развеял ангел: «Не бойся принять Марию», дополнив тем самым обручение. Это теперь открывается огромная тайна, совершающаяся в личности Марии: «Родившееся в Ней есть от Духа Святаго». Это большая неожиданность, встряхнувшая его жизнь, неожиданность намного сильнее утверждения, что собственная жена беременна от кого-то другого. Перед Иосифом открывается новая жизнь и необыкновенная миссия.

История Иосифа учит нас осознавать вмешательство Бога, Его Духа в нашу жизнь.

Приближающиеся праздники Рождества должны нам помочь осознать и заново пережить эту тайну. Готовы ли мы жить нею?

Мы часто любим рассказывать сны. Сегодняшнее Евангелие, говоря о тайне рождения Иисуса, также рассказано во сне.

Позвольте рассказать Вам вымышленный, но дающий повод для размышлений сон:

 

Я видела сон, Иосиф. Я не понимаю его, но думаю, что он был о праздновании рождества моего Сына. Да, я думаю, это было так. Люди готовились к нему в течение шести месяцев.

Они украшали дома и покупали новую одежду. Они ходили за покупками много раз и выдумывали необычайные подарки. Это кажется странным, потому что подарки были не для Иисуса.

Они заворачивали подарки в красивую бумагу, завязывали их симпатичными бантиками и складывали под ёлкой. Да, Иосиф, дерево, и прямо в доме. Они украшали также и дерево. Ветки были полны сияющих шариков и искрящихся украшений. На верхушке ёлки была какая-то фигура. Она выглядела почти как ангел. О, это было прекрасно. Все смеялись и были счастливы. Они все были очень взволнованы подарками.

Они дарили подарки друг другу, Иосиф, не моему Сыну. Я думаю, что они даже не знали Его…Они никогда не упоминали Его имя. Не выглядит ли это странно, когда люди так хлопочут о чьём-то дне рождения, если не знают этого человека? У меня было странное чувство, что если бы мой Сын пришёл на это празднование, Он был бы незваным гостем. Всё было так прекрасно, Иосиф, и все были так счастливы, но от этого мне захотелось плакать. Как печально для Иисуса не быть желанным на собственном дне рождения! Я рада, что это был только сон. Как было бы ужасно, Иосиф, если бы это было правдой…

 

Далёк ли такой сон от действительности, царящей сегодня в нашем приходе? А как ты готовишься к пришествию Иисуса? Может, в твоём сердце тоже рождаются беспокойство, страх? Посмотри сегодня на Иосифа. И попроси его о глубокой вере и принятии большой тайны пришествия и присутствия Бога в нашей жизни. Не бойся! Иисус хочет только добра для тебя!

Пусть сегодняшняя литургия будет поводом для укрепления нашего единства с Богом, укрепления нашей веры, пусть придаст нам смелости, чтобы мы не боялись принять Господа в своё сердце в ближайшие дни. И пусть наше духовное преображение поможет нам радостно переживать этот праздник.

Аминь.


о. Павел Мрочек CSsR

Проповедь 4                          

Мессия уже близко

Сегодняшние чтения на первое место выдвигают образ Мессии. Матфей, который своё Евангелие адресует в первую очередь Евреям, указывает, что новорождённый Иисус – это обещанный в Ветхом Завете Мессия, освободитель и спаситель.

Конечно, в своём первоначальном историческом контексте пророчество Исайи говорит об обещании, которое Господь даёт Ахазу, царю Иудеи. Это 734-733 гг. до рождества Иисуса Христа. Иудее тогда угрожали враги (цари Арама и Самарии). Но царь не должен бояться, его царство не будет разрушено. Даже больше, его молодая жена (древнееврейский термин almàh греческие переводчики передали словом parthénos, что означает «девица, девушка») родит сына, благодаря которому будет гарантировано наследство Давида. Своё обещание пророк подтверждает символическим именем для младенца: Эммануил, что на древнееврейском означает «Бог с нами». (immanù – с нами; el – Бог).

В истории спасения эта история говорит также и про Мессию.

Для Матфея время, в которое он жил, было похоже на положение народа Израиля во времена Ахаза. Люди ждали Мессию – освободителя и спасителя. Евангелист помогает понять, что новорождённый Иисус – это обещанный пророками Мессия. Историю спасения, которую Бог постепенно открывал Израильтянам, можно понять только через Иисуса.

Матфей показывает вмешательство Бога в историю языком Библии. В Библии Бог часто говорил через сны и явления ангелов. Евангелист показывает, как Бог входит в жизнь Иосифа. Приглашает его принять Божий план. Сегодняшнее Евангелие уходит корнями в общественно-религиозные традиции иудаизма.

Евреи налагают на жениха и невесту такие же обязательства, что и на мужа и жену. Обручение (qiddušěn на древнееврейском означает посвящение) является первым моментом обряда венчания. Женщина посвящена мужу и, хотя оба ещё не живут вместе, уже могут называться мужем и женой. Измена в это время воспринимается как прелюбодеяние и может быть причиной развода. (Втор 22, 23-27). После года брак заключали окончательно: невесту приводили в дом жениха, чтобы они жили вместе.

В отличие от Луки, который первое место отводит Марии, Матфей, рассказывая о детстве Иисуса, сосредоточился на Иосифе. Именно он, как потомок Давида, силой закона включает Иисуса в народ Израиля и делает Его наследником библейских обещаний и благословлений. Св. Павел во втором чтении подчёркивает эти моменты: Иисус есть Сын «обещанный через пророков в Святых писаниях, …который родился от семени Давидова». В свете окончательного исполнения пророчеств Иисус «открылся Сыном Божьим в силе. Через воскресение из мёртвых».

Указывая на Иосифа, евангелист приглашает нас на путь веры. Путь веры – это путь глубокой веры, и ведёт он человека к тому, что для человека остаётся трудным и непонятным (девственность Марии, действие Святого Духа, великие обещания Господа, которые исполняются в Иисусе).


о. Анджей Легеч CSsR