Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Пс 118,2

3-е Воскресенье Адвента

Первое чтение Ис 35, 1-6а.10

Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветёт как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придёт отмщение, воздаяние Божие; Он придёт и спасёт вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.

 
 

Второе чтение Иак 5, 7-10

Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждёт драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осуждёнными: вот, Судия стоит у дверей. В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.

 
 

Евангелие Мф 11, 2-11

Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне. Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рождённых жёнами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.

 

Проповедь 1

Кто снимет с наших рук оковы?

Хотя времена рабства ушли в прошлое, рабов хватает и в наши дни. Может, мы встречаемся с ними на улице, а может быть, сами относимся к ним. На первый взгляд мы, конечно, свободны – не носим на руках цепей и не тянем за собой тяжёлое ядро, прикованное к ноге. Но что-то нас всё-таки сдерживает – какие-то невидимые оковы, какое-то невидимое на ноге ядро. Что это может быть?

По соседству живут хорошие люди, сами себя заковавшие в кандалы, в данном случае – кандалы работы. Они на ногах от зари до зари, а то и дольше. Не могут себе позволить ни вздремнуть после обеда, ни погулять денёк, не говоря уже об отпуске. Их ждёт работа, ждут клиенты, да и хозяйством иногда заняться нужно. Разумеется, кандалы тяжелы, ибо ноги опухают, и подымается давление, но как потопаешь – так и полопаешь, а клиентов всё больше и больше. Некогда отдыхать.

Через дорогу живёт ещё одна пара невольников. Ядром на их ногах стали деньги и комфорт. Они женаты 12 лет, есть ребёнок. Муж дома бывает редко. Если ему что-то нужно от жены – оставляет записку. Жена тоже себя не щадит, ведь надо заработать на содержание современного дома, двух не самых худших машин, как будто этого мало, есть ещё и ребёнок, у которого должно быть всё, чего ни пожелает. Видятся они только тогда, когда сталкиваются в дверях. Деньги в дом сами не придут, а без них соответствующий уровень жизни не поддержишь. Поэтому что и когда делать, решают деньги. Они и только они определяют, как жить этой паре.

Когда-то для того, чтобы заковать людей в колодки и продать в рабство, на них устраивали охоту. Сегодня люди чаще всего сами заковывают себя в кандалы или приковывают к ноге ядро. Изо дня в день они ведут рабскую жизнь, которую лёгкой не назовёшь. Наконец, приходит момент, когда они, вымотавшись, обращаются к разуму и говорят, что, в принципе, не должны бегать в цепях работы и таскать за собой тяжёлое ядро жизненного комфорта любой ценой. Но как теперь освободиться от нестерпимых уз и мучительной тяжести?

Сначала они пытаются освободиться самостоятельно. Подыскивают банк, в котором можно было бы надёжно поместить свои сбережения и нормально жить на проценты или хотя бы обеспечить себе старость. Чтобы приятно провести время, организуют приёмы, посещают салоны красоты, а то и путешествуют по свету в поисках приключений. Однако вскоре убеждаются, что по-прежнему живут в рабстве, просто кандалы стали другими и ядро на ноге из железного сделалось медным. Как когда-то, так и теперь ночью они не смыкают глаз. Они не уверены, правильно ли вложили деньги. К тому же они всё чаще ссорятся, поскольку начинают выпивать, и алкоголь тоже постепенно порабощает их. Но что ещё им делать, если жизнь должна быть радостной и нужно чем-то заполнить свободное время?

Нелёгкая это задача – самостоятельно снять с рук кандалы и расковать цепь, привязывающую к ноге железное ядро. Не каждый обладает способностями знаменитого барона Мюнхгаузена, который сумел вытащить сам себя и из болота за волосы. Кто вырвет нас из рабства? Кто снимет цепи с наших рук и освободит нас от груза, сковывающего наши движения?

Точно такие же вопросы задавали себе израильтяне, когда попадали в неволю к иноземным владыкам. Те, кого Бог избрал возлюбленным народом и привёл когда-то в край, текущий молоком и мёдом, вынуждены служить чужим господам. Они мечтают, чтобы кто-то снял с них оковы и привёл в свободную отчизну. Кто может это сделать? Только Бог может творить правый суд обиженным и разрешить узников (Пс 146, 7). Только Он может превратить пустыню в райский сад и раскалённый песок покрыть ковром травы и цветов (Ис 35, 1-2). Поэтому пророк Исайя призывает поневоленных поднять выше головы и уверовать в Бога, Который идёт освободить их (Ис 35, 4). Только Бог может снять с человека бремя забот и печали, наполнить человеческое сердце радостью.

Сегодня Бог тоже не спит, и видит наши связанные руки и ноги. Ему совсем не безразлично, что с нами происходит. Он хочет освободить нас и привести, как и избранный народ, безопасным путём к дому. Он хочет освободить нас от уз, которые мы сами на себя наложили и снять с нас всё, что не даёт нам спокойно заснуть. Как Бог может это сделать?

После смерти отца он стал владельцем сети супермаркетов. Однако он не удовольствовался тем, что унаследовал, и работал в поте лица, чтобы максимально расширить сеть своих магазинов. Даже отправился в Южную Америку, где ему удалось построить более десяти больших супермаркетов и занять прочные позиции на тамошнем рынке. Он хотел стать магнатом, доказать себе и другим, на что способен. Ночевал он в машине или самолёте. Днём бегал из конторы в контору, из банка в банк, с собрания на собрание. Он не завёл семьи, ибо на это не было времени. Он стал рабом предпринимательства и успеха. И всё время был недоволен, ему всего было мало.

Сегодня это другой человек. Ему удалось разорвать оковы «карьеры любой ценой», а точнее – это сделал Бог. По крайней мере, сам он утверждает именно это, и причины не верить ему нет. Однажды, когда он был в Бразилии, в его магазин зашли две молодые монахини, желая поговорить с хозяином. Они работают в приюте и ищут магазины, которые, вместо того, чтобы выбрасывать просроченные продукты на свалку, могли бы отправлять их в приют. Сёстрам трудно накормить сотню детей, поэтому для них ценен каждый кусочек хлеба. Он ответил положительно, ведь это ничего не будет стоить.

Несколько дней спустя он поехал взглянуть, как выглядит тот приют, в котором детей кормят просроченными продуктами из его магазина. Там с его глаз упала пелена, как говорит он сам, – там он прозрел.

Сотня детей и несколько монахинь сидят за одним столом, на котором стоят пара мисок с рисом и какое-то мясо. Не может быть, чтобы этого хватило на всех. Затем он видит, как посуда переходит от одного к другому. Невероятно, но каждый получил кусочек. Дети молятся и благодарят Бога за то, что так щедро их одарил. А потом молятся за него – за благодетеля, которого Бог послал им, чтобы они убедились, как сильно Он их любит. Тогда ему показалось, будто что-то разрывается. Может, это было сердце, а может – кандалы на руках, а может, и цепь с ядром на ноге? Бог освободил его от погони за успехом, Бог вернул ему покой сердца.

Сейчас он уже не думает только о своих магазинах. Сейчас он уже не проводит ночи в машине и не бегает по офисам, стремясь удовлетворить своё стремление к успеху. Он чаще думает о других. Уже не один контейнер с питанием и одеждой он отправил беднякам в Южную Америку. Бог преобразил его жизнь раба успеха в радостное служение людям.

Попросим Бога, чтобы пришёл сегодня и к нам, и снял с нас цепи работы и денег. Пусть разорвёт цепь с ядром у ноги и освободит нас от груза успеха и власти. Пусть придёт и оживит наши сердца, чтобы мы искали только Его Царства и Его справедливости с верой, что всё остальное будет нам дано (Мф 6, 33). Пусть Рождество Христово будет радостным праздником тех, кого Бог через Иисуса искупил и освободил.

О. Рышард Хайдук CSsR

 

Проповедь 2

Иоанн Креститель, проводя долгие дни в уединении темницы, начал размышлять: «Как же так? Ещё недавно у меня не было никаких сомнений! Ещё сегодня в моих ушах звучит мои собственные слова, которыми, как бичом, я хлестал многих фарисеев и саддукеев. И откуда только силы брались говорить им: “Отродье змеиное! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния!”

Да, понимаю, эта встреча с Ним во время крещения и тот голос с небес: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение” подтолкнули меня навлечь на себя гнев Ирода, говоря ему, что он не вправе держать при себе жену своего брата. Вот и сплю теперь так, как постелил…

Отчего не пылало моё сердце? Почему не прислушался я к пророкам, к Исайе, например, который говорил: “Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придёт и спасёт вас”.

А между тем, куда подевались Его могущество и величие? Где она, Его забота о верных своих, которую так славили пророки? Почему я не заметил, что Он родился в семье бедняков, которые дворцом Ему сделали хлев, где согревали Его только вол и осёл? В ночи явились туда какие-то трое заблудившихся волхвов, но ежедневными гостями были пастухи да разномастное простонародье. Наконец, родители куда-то убежали вместе с Ним, испугавшись, как говорят, Ирода, и след их затерялся. Разве пристало Богу Израиля появляться на земле при таких обстоятельствах?

Он появился недавно, а моя вера в Его силу уже привела меня в тюремные подвалы. И, к сожалению, ничего не указывает на то, что я отсюда скоро выйду.

Правда, я посылал к Нему учеников с вопросом: “Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?” и что же Он мне ответил? “Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют. И блажен, кто не соблазнится о Мне”. Должен признаться, что это мало утешает…»

Мы не знаем, что думал Иоанн Креститель, кладя голову под топор палача. Однако очевидно, что он остался верен своему Учителю, если Тот, когда ученики Иоанновы ушли, «начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? тростник ли, ветром колеблемый? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? (…) Истинно говорю вам: из рождённых жёнами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его».

Давайте не ждать, что Бог родится во славе и могуществе, но, помня, что «сила совершается в немощи», прислушаемся к нашим немощам и посреди них будем ожидать Его пришествия. Позволим Ему исцелить их, чтобы вскоре мы смогли петь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир людям Его благоволения».

о. Ежи Весоловский CSsR

 

Проповедь 3

Только что мы зажгли очередную свечу на венке. Она напоминает нам не только о том, что начинается третья неделя Адвента, но прежде всего о том, что спасение грядёт, приближается. Оно всё ближе и ближе. Три свечи в темноте дают больше света, чем две или одна. Свет, которым есть Иисус Христос, приближается. Его всё больше и больше. Уже светает. Скоро заря. День Его Рождения – это Восходом Солнца, побеждающего ночь.

О том, что спасение придёт, нам напоминает зелёный венок. Он сделан с ветвей хвойных деревьев, вечнозелёных. Поздней осенью, а также зимой они – знак надежды. Они напоминают, что жизнь проснётся, и в этой схватке со смертью победит.

Спасение грядёт. Приближается. Но мы не можем просто ждать его, сидя и считая оставшиеся дни! Красная лента, которая обвивает зелёный венок – это знак Святого Духа и напоминает нам о том, что нужно быть открытым Его воздействию, что нужно ожидать активно, принося плоды обращения.

*

В сегодняшнем Евангелии мы слышали об Иоанне Крестителе, который не только призывал к обращению и покаянию, но своей жизнью дал пример этого. Именно его пример и привлек многих к обращению; помог многим «сделать прямыми пути для Господа». Иоанн Креститель для нас – пример активного ожидания. Мы призваны не только готовить своё сердце, упорядочить свою жизнь, но своим обращением помочь и другим, родным, близким приблизиться к Богу.

Наше обращение автоматически становится знаком для других, для «всего мира». Нежелание сорвать цепи греха оправдывает и поддерживает других в их злодеяниях. Ведь они всегда могут «оправдаться» и сказать: «а он тоже так поступает!».

*

На нас смотрит мир. Наши близкие, родные, сотрудники, друзья.

Твой пример ежедневной молитвы может сделать намного больше, чем постоянное напоминание своим детям, что надо молиться.

Твои слова: «давай помиримся» – хотя ты прав! – и протянутая для примирения рука может изменить не только твою жизнь и жизнь «твоего личного врага», (который долго думал, как всё разрешить и не находил ответа), но может изменить жизнь многих из тех, кто в курсе всего происходящего.

Ваше решение в конце концов обвенчаться, хотя вы прожили вместе уже 20 лет и многие говорят: «зачем Вам это надо», не только даст Вам уверенность в том, что всё сделали так, как того хочет Господь, но и заставит многих задуматься над своей супружеской жизнью и разрешить прозвучать голосу совести, задавленному всякими стереотипами и современными моделями супружества. А ваши дети и внуки будут помнить это всю свою жизнь, и будут рассказывать всем и везде, и будут мечтать в душе, чтобы и у них тоже всё так было.

*

Иоанн Креститель бескомпромиссно шёл по пути обращения, став ярким знаком для нас. Его целеустремленность и понимание, что главное и важное, тоже пример для нас.

Какие у меня главные переживания?

Неужели только как похудеть, выспаться, хорошо заработать и пристойно одеться?! В своей предпраздничной суете современный мир спрашивает нас: «А ты готов встретить праздники?», «А ты уже купил подарки?», «Хочешь, бы Все завидовали Тебе?» и т.д. Мир привлекает нас своими скидками, призами, выигрышами и очень часто навязывает нам «главные» цели и задачи. В этой предпраздничной суете и среди наших переживаний сегодня звучит тихий вопрос: «А Ты готов достойно встретить праздник Рождества Христова?», «А Ты готов принять Его в своё сердце?». «На самом ли деле в Твоём сердце стало намного больше света, исходящего от приближающегося Спасителя?».

*

Осталось ещё полторы недели. Может, стоит сейчас распланировать это время? Подумать об исповеди, о примирении с ближним, об урегулировании каких-то проблем, спланировать время так, чтобы взять участие в праздничных Литургиях. Кстати, в этом году Рождество – в субботу и в воскресенье. Так что рабочий день нам помешать не должен.

Пусть пример Иоанна Крестителя поможет нам мужественно увидеть то, что самое главное, и стремиться к этому на дороге обращения. Пусть наше обращение поможет нашим ближним.

о. Дариуш Пашинский CSsR