Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения. Пс 118,165

2-е Воскресенье Адвента

 

Первое чтение Ис 11, 1-10

И произойдёт отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастёт от корня его; и почиет на нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьёт нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бёдр Его - истина. Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава.

 
 

Второе чтение Рим 15, 4-9

А всё, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по [учению] Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных - ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников - из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему.

 
 

Евангелие Мф 3, 1-12

В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мёд. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым.

 

Проповедь 1

Братья и сёстры!

Вы смотрели сегодня на дорогу, когда шли в храм на молитву?

Зима уже полным ходом. Снег вокруг. Дети радуются, теперь можно и на санках и на коньках кататься. Вокруг столько белого пуха!

Только дворники не очень рады зиме. Для них это время напряжённой работы. Бывает, что снег идёт всю ночь! Надо рано утром встать и идти на улицу с лопатой. И не ждать! Времени мало! Скоро люди появятся. Скоро машины потекут непрерывным потоком! Скоро дети побегут в школу! Времени нет, пора работать…

Надо готовить путь!

Время бежит быстро. Уже второе воскресенье Адвента! И в этот день мы слышим слова пророка Исаии, записанные в Евангелии от Матфея: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте пути Ему».

Конечно, никто из нас не принуждает выходить на улицу и чистить снег.

Дело намного серьёзнее!

Дело касается не уборки обычной дороги, по которой шагают люди или едут машины.

Дело касается подготовки нашего сердца!

Мы готовим его не для людей, даже самых знаменитых.

Мы готовим путь в наше сердце самому Господу! Тому, Который грядёт! Который уже близко!

И нет лучшего времени и места, как то, в котором ты сейчас находишься.

Это уже второе Воскресенье Адвента! Это к тебе обращены слова Пророка! Приготовь путь Господу! Сделай прямыми стези свои! Но, кроме этого призыва, мы получаем ещё подсказку – что делать!

Во-первых – покайтесь! «Сотворите же достойный плод покаяния».

Мы нуждаемся в обращении! Мы нуждаемся в ревизии собственной жизни! Мы приглашены, чтобы ещё раз пересмотреть наши отношения. С Богом в первую очередь. С ближними – это основа!

Честно посмотреть на себя, свою жизнь. Со смирением. Не так, как фарисеи и саддукеи, идущие креститься к Иоанну, но забывшие покорить гордость в своём сердце.

В этом случае мы можем услышать твёрдые слова Иоанна: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».

Адвент – это не время, когда исправляем нашу жизнь, опасаясь Божьего гнева и наказания. Это не время когда готовим путь, чтобы нас не поругали и не наказали.

Наоборот – это время, когда приглашённый с любящим взглядом может сказать:

«Господи! Ты так возлюбил меня! Как же мне не поменять своей жизни? Как же мне не исправить моих ошибок? Как же мне не расчистить Тебе дорогу в моём сердце?

Ведь Ты так уважаешь меня!

Поэтому я с радостью говорю: Марана-фа! Приди, Иисусе! Дай мне понять, что Ты от меня ожидаешь. Дай силы убрать с дороги то, что мешает принять Тебя. Открой сердце, чтобы было готово принять самый великий дар – Тебя грядущего!

Марана-фа! Господи, приди!

о. Павел Юрковский CSsR

 

Проповедь 2

Этикет Царства Божия

Что вам вспоминается при слове «царство»? Сказка о Красной шапочке или миф о царе Мидасе? А может, с князем Дмитрием Донским или императором Александром II «Освободителем»? Царство представляется чем-то вчерашним. Оно ассоциируется со сказками и легендами или напоминает о делах давно минувших дней. А если кто и вспомнит, что и сегодня совсем недалеко, в Европе, есть короли, королевы, принцы и принцессы, то так, как будто это некий чуждый, таинственный мир, которому повезло немного больше, чем динозаврам, вот он и дожил до наших дней.

Современные королевства, а особенно королевские дворы, производят впечатление музейных объектов, кажутся чем-то отжившим и холодным.

В этом можно было убедиться, когда английская принцесса Диана погибла в Париже в автомобильной аварии. Многие люди говорили тогда, что историю Объединённого Королевства Великобритании надо завершить. Оно стало похоже на окаменевший город. Достаточно было посмотреть на чопорные манеры королевы и её родственников. Когда тысячи людей оплакивали смерть принцессы, королева долгое время молчала, а затем, как велит королевский этикет, показала миру свою невозмутимость. Сыновья принцессы на похоронах матери не могли дать волю чувствам – это запрещено придворным этикетом. Не удивительно, что такое поведение королевской семьи никого не восхищает. Немалому числу людей это напоминает театрализованный этнографический музей или скучный театр марионеток, представления в котором всегда одинаковы, ибо сценарий диктуется надуманным придворным этикетом.

Почему сегодня в церкви мы читаем о приближающемся царстве? Стóит ли ещё возвращаться к истории и читать тексты, возникшие две тысячи лет тому назад? Может ли нас взволновать известие о приближающемся царстве, если на протяжении истории человечества мы эту тему уже «проходили», а нынешние царства либо отталкивают, либо не имеют большого значения для жизни современных людей?

Иоанн Креститель возвещает, что близится Царство Небесное и призывает подготовить путь Господу, который уже недалеко. А значит, это царство не от мира сего. У него нет ни границ, ни отборной армии для их охраны. Иоанн ничего не говорит также ни о королевском дворе, ни о дворце. Он показывает только на властителя этого Царства, на Господа, вместе с которым оно снисходит в мир людей. Это в Иисусе Христе приближается к нам Царство Божие, это в Его лице можно убедиться, что это Царство из себя представляет. Сам Властелин Своим правлением показывает, какой этикет обязателен в Его Царстве.

Тот, кто является Царём, не возносится над другими, а служит своим подданным и, как раб, умывает им ноги. Не живёт во дворце, а постоянно обретается среди людей. Между Ним и Его подданными никакой дистанции нет – можно прикоснуться к Нему и вместе с Ним сесть за стол. В Его царстве важны сочувствие и милосердие. Сам Повелитель не стыдится слёз и, если видит больных и убогих, для которых не нашлось места в обществе, проникается сочувствием. Он никого не осуждает и не отвергает, но обнимает и исцеляет всех. В этом Царстве есть место каждому, кто признáет Иисуса своим Господом.

Как войти в приближающееся Царство? По словам Иоанна Крестителя, достаточно приготовить путь и Господь сам придёт к нам со Своим Царством. Кто отворачивается от своих грехов и разрывает свой уговор с сатаной, готовит в своём сердце место Господу. И Господь принимает его под Свою власть. Божий закон пускает корни в сердце человека и начинает приносить добрые плоды. Тогда человек уподобляется своему Господину и старается вести себя так, чтобы никто не усомнился в его принадлежности к Царству Иисуса. Благодаря людям, поступающим в соответствии с этикетом Царствия Божия, владычество Бога растёт и всё ближе тот день, когда господь будет править «от моря до моря и от реки до концов земли ((Пс 72, 8).

Адвент – это время открыться Царству, которое уже среди нас и в то же время постоянно приближается. Это Царство, пришедшее в мир, когда родился Иисус, и постоянно находящееся в пути, ведь мы неустанно ожидаем его полноты. Царство настанет во всей полноте, когда все люди признают господство Бога и мир воцарится во всём мире.

А если Царство Божие уже среди нас, то где его искать? Где в сегодняшнем мире можно его увидеть? Ответ прост: там, где люди берут пример со своего Господа, Иисуса, и поступают согласно этикету Царствия Божия.

Царство Божие там, где студенты и молодые учителя посвящают своё время поездкам каждое воскресенье в другой приход. Молятся с людьми, рассказывают о своей жизни и о том, как важен для них Господь Бог. Просят и о пожертвованиях. А во время каникул выезжают в Россию или Беларусь, чтобы организовать там «Каникулы с Богом» для неимущих детей и молодёжи. Они следуют примеру Иисуса, бывшего ласковым с детьми и жившего, как бедный среди бедных.

Царство Божие там, где группа верных по собственной инициативе берёт под свою опеку одиноких людей из своего прихода. Узнав, что кто-то из прихожан попал в больницу, они тут же спешат проведать его и пообещать молиться о нём. Пожилым и больным, которым трудно передвигаться самостоятельно, они помогают добраться до церкви на св. мессу. Их глаза и уши открыты, чтобы не вышло так, что кто-либо из прихожан из-за одиночества попытался наложить на себя руки. Они поступают, как Иисус, который сочувствовал страждущим и привечал тех, кого отталкивали другие.

Царство Божие – не сказка и не «бабушкина брошка», которую могут оживить только воспоминания. Царство Божие – не в соблюдении устаревших обычаев, не имеющих ничего общего с повседневной жизнью обычных людей. Царство Божие – это сам Иисус и Его царский этикет, то есть тот способ, каким Он правит в этом мире. Это Царство приближается и хочет быть здесь, среди нас. Поэтому прислушаемся к призыву Иоанна на правим наши мысли и сердца в сторону Того, Кто идёт к нам! Примем Его и соделаем Господином наших сердец! Да придёт Иисус и да воцарится меж нами Царство Его!

 

О. Рышард Хайдук CSsR

 

Проповедь 3

За много лет до рождения Христа пророк Исайя видел его так: «Произойдёт отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастёт от корня его; и почиет на нём Дух Господень. (…) И страхом Господним исполнится. (…) Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому». Но дело в том, что здесь говорится не о животных, а о людях. Точнее – о Церкви Христовой, святой святостью Господа.

Наверняка каждому из нас приходилось хоть раз в жизни стоять на берегу моря и любоваться его прекрасной, успокаивающей, простирающейся до самого горизонта синевой. Но так же наверняка каждому из нас случалось и прогуляться по кромке пляжа вдоль морского берега. Тогда на каждом шагу на глаза нам попадался какой-нибудь мусор, выброшенный морем на берег. И тут можно задуматься: что же море скрывает в себе? Есть в нём существа, которые без вода обойтись не могут – они держатся в глубине. Есть и такие предметы, которым безразлично, в воде они или нет – ими море обозначает свои пределы. Однако то, что море является морем, определяется не тем, что в нём плавает, а вода.

Примерно так же и с Церковью. Её святость определяется святостью Христа. В ней находимся и живём все мы: те, кто без Христа обойтись не может (кто «держится в глубине») и те, кому всё равно, объяты они святостью Господа или нет – такие «держатся у берега» сверхъестественного организма Церкви Христовой.

Поэтому во времена, когда Христос уже ходил по земле, св. Иоанн Креститель напоминал израильтянам: «Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное. (…) Сотворите же достойный плод покаяния; и не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”».

Спустя несколько десятков лет св. апостол Павел также заметил, что жизнью верой у современных ему христиан тоже не что-то не так. Ибо пишет к римлянам: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию». С той поры минуло двадцать веков. И вот в очередной раз мы ожидаем празднования рождества Господня и повторного Его пришествия. Знаменитый немецкий проповедник Вилли Хоффзуммер задаёт своим современникам вопрос о готовности пережить эти события, облекая его в форму следующей истории.

У озера на полуострове стоит большая вилла – подлинное царство мечты. Живёт там только садовник, встречающий посетителей.

– Давно вы тут живёте?

– 24 года.

– И часто хозяин дома за это время здесь бывал?

– Четыре раза.

– А когда был в последний раз?

– Двенадцать лет назад. Я здесь почти всегда один. Редко случается, что кто-то забирается в эти края и хочет посмотреть поместье.

– Но вы содержите сад в таком прекрасном состоянии, так за ним ухаживаете, что владелец дома мог бы приехать хоть завтра!

Садовник усмехается:

– Сегодня, дорогой, сегодня…

Хорошо бы нам понять, что наша надежда – в Том, кто есть наш единственный Учитель и Господь. Так преклоним же колени и спросим, как Он хочет, чтобы мы устраивали свою жизнь. А плодом нашего послушания воле Божией будет «слава в вышних Богу, и на земле мир людям Его благоволения».

 

О. Ежи Весоловский CSsR