Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
“Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин.8,12”

I-е Воскресенье Адвента

Первое чтение Ис 2, 1-5

Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме. И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдём на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем.

 

Второе чтение Рим 13, 11-14

Так [поступайте], зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечёмся в оружия света. Как днём, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.

 

Евангелие Мф 24, 37-44

...но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берётся, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берётся, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

 

Проповедь 1

Дорогие сёстры и братья!

Мы с вами участвуем в Евхаристии, во время которой становимся свидетелями смерти и воскресения Иисуса. Он, живой и незримо присутствующий среди нас, даёт нам своё Слово, которое мы хотим слушать и которым хотим жить; даёт нам своё Тело и Кровь. А цвет сегодняшней Литургии, цвет одежды священника – фиолетовый. Что это означает? Это означает, что мы начинаем новое литургическое время – адвент. Это время нашей духовной подготовки, нашего ожидания, обращения.

Во-первых, адвент – это время нашей подготовки к очередному торжеству – Дню Рождения Иисуса, который мы будем праздновать 25 декабря. Чтобы хорошо и плодотворно пережить это торжество, к нему надо подготовиться. Этому служат, этому помогают разные средства и события, например: литургические чтения, молитва, пост, духовные упражнения и т.д. Всё это в атмосфере обращения направляет нас к переживанию тайны Рождества Иисуса, размышлению над ней.

Но сегодня, в первое воскресенье адвента, мы обратим внимание на второе значение этого времени. Адвент – это также время наших размышлений, подготовки, ожидания второго пришествия Иисуса. Как христиане, мы ждём последнего Господнего Дня. И об этом говорит нам сегодняшнее Евангелие. Иисус говорит, что придёт, и что Его второе пришествие будет неожиданным. Никто не знает, когда это наступит, только Бог. Иисус придет как «вор», который скрывает час своего прихода. Тем самым Он охраняет нас от искушения беспечности и лености, от искушения откладывать благие дела на последний час. День Господень наступит, когда мы вовсе не будем его ожидать. Возможно, мы будем к чему-то готовиться: к получению звания, к какой-то покупке, к отдыху и т.д. Возможно, он застанет нас во время работы, еды или сна. Этот день придёт неожиданно, как смерть. Таким будет пришествие Иисуса. Такой будет встреча с Ним.

Ну и что нам делать? Как вести себя? Как ожидать?

На эти вопросы отвечает нам сам Иисус: «Бодрствуйте! Будьте готовы!». А что это значит? Бодрствовать, быть готовым – это, коротко говоря, быть верным Иисусу, Его Евангелию, Его воле. Если мы помним об этом, если этим стараемся жить, если бодрствуем, тогда нам не надо бояться встречи с Иисусом в конце мира или раньше – в момент нашей смерти. Нам надо помнить об этом, надо быть готовыми, радостно ожидать. Нам надо думать об этом не только во время адвента, но каждый день.

Однажды один священник-миссионер попросил мэра своего города, чтобы тот разрешил ему прочитать проповедь на одной из улиц города. Мэр согласился, но поставил условие: только 10 минут. Милиция сделала специальную платформу, принесли микрофон, остановили дорожное движение. Священник начал проповедовать проходящим людям. Но, когда 10 минут истекли, прозвучала сирена и полицейский крикнул: «Ваше время закончилось! Прошу сойти с платформы!». Священник, однако, успел сказать последнее предложение своей проповеди: «Да, моё время закончилось. Но что будет, когда прозвучит иная сирена и вы услышите голос Бога: Твоё время закончилось, сойди с платформы жизни. Что тогда будет?».

Что тогда будет?

Сёстры и братья, подумаем об этом.

Готовы ли вы ко встрече с Иисусом?

о. Вальдемар Важински CSsR

 

Проповедь 2

 

1. Начинается время адвентского ожидания. Но это не только ожидание рождественских праздников. Литургический период Адвента, особенно в первой своей части, напоминает нам главнейшую цель бодрствования христианина. Это – ожидание того момента, когда всё станет явным и каждый сможет предстать перед Богом «лицом к лицу». Произойдёт это в момент перехода избранных людей к «новой жизни», то есть в момент смерти, и окончательно будет явлено в конце света, когда Иисус второй раз придёт на землю.

2. Сегодняшнее евангельское чтение обращает наше внимание на непредвиденность наступления этого дня. «В который час не думаете, приидет Сын Человеческий», – с нажимом подчёркивает Иисус.

А человеку так хочется узнать точную дату!.. Некоторые утверждают, что, если бы знали дату смерти, то могли бы к ней хорошенько приготовиться.

Не теряет своей актуальности рассказ о четырёх мужчинах, договорившихся поиграть в бридж. В некий момент один из них ни с того, ни с сего спросил: «Если бы внезапно ангел с неба принёс нам весть о том, что через полчаса настанет конец света, что бы вы делали?» На какое-то мгновение все растерялись. «Я пошёл бы в церковь поклониться Святым Дарам», – ответил первый. «Я как можно скорее побежал бы к священнику исповедаться», – сказал второй. «Я тоже пошёл бы к исповеди», – застыдившись, шёпотом повторил третий мысль второго. Наконец, заговорил четвёртый и спокойным голосом сказал: «А я продолжил бы играть в бридж». Он был готов к концу света…

Не обнажает ли эта история слабость нашей веры и нашего ожидания пришествия Господа? Может, это одна из причин, почему Иисус не называет даты Своего пришествия. Разве не нашлось бы таких, кто, зная о том, что окончательная встреча с Богом не наступит ни на один день раньше, чем через 20 лет, начал жить «так, как если бы Бога не было», рассчитывая на то, что всё успеют «поправить» в последний месяц?

3. Иисус призывает к неустанной бдительности. Ожидание и готовность ко встрече с Богом есть обычное состояние христианина. Иисус знает, что ставка здесь – не только спасение или вечное осуждение. Ставка – человек, живущий «здесь и сейчас». Поэтому призывает: будьте готовы уже сегодня. Уже сегодня «будем вести себя благочинно», чтобы не пришлось «прерывать игру в бридж».


                                                          О. Войчех Загродзкий CSsR

 

Проповедь 3

Адвент наступает, радость близка:
Вот светит первая свеча,
Пророк возвещает людям в миру:
«Путь приготовьте Господу».
Радуйтесь люди, божий народ!
Вот Господь наш грядёт.


Мы не замечаем, как быстро течёт время, и вот уже остался только 1 месяц до конца календарного года. А в литургическом календаре уже сегодня начинается новый год. Существует традиция зажигания первой свечи из четырёх на адвентском венке.

«Адвент» означает ожидание. В библейской истории это, во-первых, ожидание еврейским народом пришествия Спасителя, во-вторых, вспоминается 9-ти месячное время ожидания Матерью Божией рождения младенца Иисуса, в-третьих – ожидание вторичного пришествия Иисуса Христа.

Для нас время Адвента – это время подготовки к празднику Рождества Христова. В более глубоком смысле время Адвента помогает нам осознать, что Иисус вернётся вторично, что мы должны готовиться к этому, чтобы достойно встретить Иисуса Христа.

В сегодняшнем Евангелии Иисус говорит: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь наш приидет».

Мы видим, что люди по разному воспринимают эти слова, по разному готовятся к концу мира – одни не знают Евангелия, другие не обращают внимания, третьи не верят, четвёртые думают об этом. Но есть и такие, кто относится к этому очень серьёзно.

Недавно по всей России и по всему миру прошла волна информации о событиях в Пензенской области, где 29 последователей религиозного учения некоего Петра Кузнецова удалились в вырытую своими руками пещеру, чтобы переждать конец света, объявленный их пророком на апрель 2008 г. В то же самое время известный голливудский актёр Том Круз решил заняться строительством – он, как рьяный саентолог, ожидает нашествия на землю космических монстров и хочет как следует подготовиться к этому. Переждать беду он решил в элитном многоуровневом бомбоубежище в горах штата Колорадо.

Что заставляет этих людей пойти на такие поступки? Сильная вера, страх, ожидание конца света или что-то другое?

Иисус в сегодняшнем Евангелии сказал: «Ибо, в который час не думаете, придёт Сын человеческий».

Около 400 лет назад, в Риме, на площадке возле моста иезуитов играли несколько юношей. Вдруг одному из них пришла в голову мысль спросить остальных, что бы они сделали, если бы узнали, что через полчаса все умрут. Мальчишки остановили игру, задумались и начали отвечать. Один сказал, что сразу же побежал бы в церковь покаяться, другой сказал, что ожидал бы смерти в церкви, возле алтаря, вблизи Иисуса Христа, а третий говорит: «Я бы продолжал играть». Который из этих ответов был самым лучшим? Все ответы кажутся хорошими. Тот, у кого на совести были какие-то грехи, хотел в них исповедаться; тот, у кого совесть была чиста, хотел ожидать смерти в молитве. Но третий всегда был готов ко встрече с Господом. Третьим юношей был Алоизий Гонзага, впоследствии ставший святым.

А как поступили бы вы?

О. Зенон Генец CSsR