Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Мф 5,4

Слово на 2-е воскресенье Великого поста

08.03.2020

2 ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Год А

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Быт 12, 1-4а

Чтение книги Бытия.

 

В те дни:

1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, и иди в землю, которую Я укажу тебе. 2 И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение. 3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.

4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь.

 

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ

Пс 33

 

Припев: Милость Господня да будет над нами.

 

4 Ибо слово Господне право*

и все дела Его верны.

5 Он любит правду и суд;*

милости Господней полна земля.

 

18 Вот, око Господне над боящимися Его*

и уповающими на милость Его,

19 что Он душу их спасет от смерти*

и во время голода пропитает их.

 

20 Душа наша уповает на Господа:*

Он – помощь наша и защита наша.

22 Да будет милость Твоя, Господи, над нами,*

как мы уповаем на Тебя.

 

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ

2 Тим 1, 8b-10

Чтение второго Послания святого Апостола Павла к Тимофею.

 

Воздюбленный:

8 Страдай с благовестием Христовым силою Бога, 9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, 10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие.

 

ЕВАНГЕЛИЕ

Мф 17, 1–9

 

Слава Тебе, Слово Божие.

Разверзлись небеса,*

и исшёл глас Отца:

Сей есть Сын Мой возлюбленный;*

Его слушайте.

Слава Тебе, Слово Божие.

 

 

+Чтение святого Евангелия от Матфея.

 

В то время:

1 Иисус взял Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. 2 И преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. 3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. 4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. 5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. 6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. 7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. 8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

 

В Ветхом Завете Божьим заповедям, данным Израилю, предшествовали очень важные слова, которые касались человеческих отношений с точки зрения Господа и из которых вытекает надлежащая мотивация для сохранения Декалога. Бог говорит: «Слушай, Израиль» (Втор 6,3).

Библейское значение слова «слушать» очень глубокое. Оно не означает обычного физического слушания произнесенных звуков, но осознанное, вдумчивое и полное веры послушание услышанному Слову. Примером этого является Авраам, который услышал повеление от Бога: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе. ... И пошел Аврам, как сказал ему Господь» (Быт. 12,1.4)

Слушание Бога подразумевает послушание, а послушание подразумевает слушание Его Слова. Тот, кто не слушает, послушным не будет, потому что не знает чего от него ожидают.

Сегодня в Евангелии также есть призыв слушать. Во время преображения Иисуса на горе Фавор ученики слышат голос Бога, говорящий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф 17,5).

Слушание Иисуса становится в этот момент равнозначным слушанию Бога, который в Ветхом Завете говорил с Авраамом, с израильтянами, а также со свидетелями события, над которым мы сегодня размышляем – Моисеем и Илией. С приходом Иисуса в этот мир Бог не перестал обращаться к людям, лишь изменил способ говорить и достигать человеческих сердец. Мы читаем в Послании к Евреям: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (1,1-2). И продолжает говорить... Но послушны ли мы призыву, с которым Он обратился к ученикам на горе Фавор? Слушаем ли мы Иисуса, Его слова содержащиеся в Евангелии? Более того, послушны ли мы Ему?

Это те вопросы, которые мы задаем себе сегодня и на которые мы должны ответить лично. Возможно, истина, которую мы откроем в себе, окажется не такой, какую бы мы хотели себе пожелать, но она всегда приносит человеку свободу и дает возможность нового начала. Слушание Иисуса и повиновение Его Слову, то есть повседневная жизнь согласно Евангелию, никогда не были легкими и никогда таковыми не будут, поскольку все мы грешники, имеем слабости и переживаем падения. Евангелие ставит перед нами вызов, который по-человечески очень труден. Иисус говорит нам о любви к врагам (Мф 5,44), о прощении всегда и всем (Мф 18, 21–22), об отказе от всех форм ответа злом на зло (Мф 5,39), о самопожертвовании во благо других людей. Перед лицом человеческой несправедливости, с которой мы сталкиваемся по-разному в жизни, может показаться, что верность Евангелию просто нереальна. Но нет ничего невозможного для тех, кто верит в Господа. Без милости Господа, которая укрепляет наши добрые желания и помогает нам их реализовать, жить по Евангелию очень трудно. Без согласия человека, без его положительного ответа на призыв Господа это действительно нереально. Поэтому давайте с верой примем приглашение, проистекающее из Евангелия, внимательно слушать Иисуса, переоценим в свете Слова Божьего свою предыдущую жизнь и попросим Бога пробудить в нас желание и дать нам Свою благодать, чтобы несмотря на трудности и невзгоды мы могли воплотить Евангелие в нашей повседневной жизни.

 

 

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского – Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове