Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Я есмь хлеб жизни. Ин 6,48

Слово на 1-е воскресенье Великого поста

29.02.2020

1 ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Год А

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Быт 2, 7-9; 3,1-7

Чтение книги Бытия.

 

7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. 8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал. 9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? 2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. 4 И сказал змей жене: нет, не умрете, 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. 7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

 

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ

Пс 51

 

Припев: Господи, помилуй, все мы согрешили.

 

3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей,*

и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

4 Многократно омой меня от беззакония моего,*

и от греха моего очисти меня.

 

5 Ибо беззакония мои я сознаю,*

и грех мой всегда предо мною.

6 Тебе, Тебе единому согрешил я*

и лукавое пред очами Твоими сделал.

 

12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже,*

и дух правый обнови внутри меня.

13 Не отвергни меня от лица Твоего*

и Духа Твоего Святого не отними от меня.

 

14 Возврати мне радость спасения Твоего*

и Духом владычественным утверди меня.

17 Господи! отверзи уста мои,*

и уста мои возвестят хвалу Твою.

 

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ

Рим 5, 12-19

Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам.

 

Братья:

12 Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. 13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. 14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.

15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. 16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление – к осуждению; а дар благодати – к оправданию от многих преступлений. 17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.

18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. 19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.

 

ЕВАНГЕЛИЕ

Мф 4, 1–11

 

Слава Тебе, Слово Божие.

Не хлебом одним будет жить человек,*

Но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

Слава Тебе, Слово Божие.

 

+Чтение святого Евангелия от Матфея.

 

В то время:

1 Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола. 2 И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4 Он же сказал ему в ответ: написано:

«не хлебом одним будет жить человек,

но всяким словом, исходящим

из уст Божиих».

5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано:

«Ангелам Своим заповедает о Тебе,

и на руках понесут Тебя,

да не преткнешься о камень ногою Твоею».

7 Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего». 8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано:

«Господу Богу твоему поклоняйся

и Ему одному служи».

11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

 

Сегодняшнее Евангелие дается нам в начале Великого поста, на пути покаяния и обращения, времени благодати. Искушения, которым подвергся Иисус, Сын Божий, также присутствуют в жизни каждого человека. В начале Иисус был возведен в пустыню Духом. В этот трудный момент Своей жизни Он был не одинок, Его сопровождал Святой Дух. Искуситель приступил к Нему после того, как Он постился сорок дней и сорок ночей. В сцене искушения дьявол дважды использует условное предложение: «если Ты Сын Божий» (Мф 4,3 и 6). Здесь у нас есть упоминание о крещении Иисуса в Иордане, где Он слышит голос с неба: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3,17). Иисус не поддается искушениям и уловкам сатаны, Он тверд, верен и послушен Отцу. Первый человек Адам не прошел испытание искушением в раю, также как и избранный народ, скитавшийся по пустыне в течение сорока лет. В Иисусе Израиль и человечество возвращаются на путь верности Божьему слову и подчинения Его господству. Обратите внимание, что в своем искушении дьявол ссылается на власть Иисуса: если Ты Сын Божий. «Если Ты действительно Сын Божий, докажи это, покажи свою власть, сотвори чудо, яви свою силу. Можешь превратить камни в хлеб, можешь броситься с крыла храма и рассчитывать на чудо, что ангелы придут Тебе на помощь. Ты имеешь власть, но Ты можешь иметь еще больше, если поклонишься мне». Искуситель ссылается не на то, что слабое, но на то, что является сильным. Подобно и в нашей жизни бьет по тому, что является нашей сильной стороной: власть, таланты, предрасположенность, деньги, красота, сила характера, способности, здоровье и т.д. Власть над кем-то можно продемонстрировать через гордость, тщеславие, эгоизм и использование. В трудном переживании, болезни, требовать эффектного чуда, незамедлительного действия Бога, без усилий несения креста. Не прилагать усилий, чтобы искать Его волю в Слове Божьем, в жизненных обстоятельствах, но подвергать Бога испытанию. Жажда материальных благ должна быть удовлетворена немедленно. Человек гонится за чудесами без терпеливого подражания Господу. Поставив себя в центр своей жизни, боготворит себя, не задумываясь о недостатках, слабостях и грехах. Обретение власти над другими и над собой, самодостаточность – это современное опасное искушение, которое устраняет Бога и Его план, полный любви, из человеческой жизни. Сатана бьет именно по тому, что в нас сильное, использует то, что склоняет нас к гордыне и господству над другими, подсовывая нам различные возможности, предложения: если ты кто-то, имеешь что-то, сделай это, покажи, докажи любой ценой что ты можешь…

Слово Божье в сегодняшнем Евангелии, называя злого духа, использует три термина: искуситель, дьявол и сатана. Греческие аналоги: peirazon, diabolos, satanas. Первый термин означает: подвергающий очень тяжелому испытанию; второй: тот, кто разделяет, клеветник; третий: противник Бога и всего, что Божие. Именно так действует злой дух, противник Бога и человека. Атака против Бога направлена против человека, потому что Бог стал Человеком! Каждый христианин (каждый человек) должен вести духовную борьбу, потому что он будет бороться с искушением до конца своей жизни. В этой борьбе Иисус показал нам, что не может быть никакого компромисса со злым и злом. На предложения злого духа, которые всегда являются иллюзией, ложью и клеветой, необходимо реагировать категорическим «нет», отвечая Божьим Словом, которое в Послании к Ефесянам названо мечом духовным: потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей  тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир. А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякой молитвою и прошением молитесь во всякое время духом (Еф 6,10–18). Иисус победил сатану на крестном древе (см. Ин 16,33). Он единственный Спаситель и Господь! Он любит нас, всегда желает нам добра, защищая нас силой своего святого Имени и слова. Бог–Отец хочет сформировать в нас нового человека, нового Адама по образу своего возлюбленного Сына. Поэтому Он дает нам Своего Духа, который через Слово Божье и голос нашей совести делает нас способными к правильному выбору в соответствии с Его волей, к отвержению зла, к следованию по пути Божьих заповедей. Путь нашего обращения ведет к воскресению, победа нашего Господа – наша победа, потому что Он сделал это для нас! Он Единственный Праведник, который не совершил греха, но победил его, будучи послушным Отцу и выбранному им пути. Сегодня стоит спросить себя, какое место в моей жизни, в борьбе с искушениями и пути обращения, имеет слово Божье? Читаю ли я его постоянно, систематически? Молюсь ли я им, размышляю над ним, опираюсь ли на него когда делаю свой выбор? Хочу ли я сознательно подражать Иисусу в ежедневном самоотречении, творении добра, принимая крест служения? Джон Уотсон писал: «Будь добр ко всем. Каждый, кого ты встречаешь, ведёт свой тяжёлый бой».

Господи, дай нам своего Святого Духа. Позволь нам питаться каждым словом, которое исходит из Твоих уст. Помоги руководствоваться любовью не только в великих делах, но и в обычных обстоятельствах повседневной жизни. Научи нас отказываться от ненужных вещей, чтобы мы могли прийти на помощь всем нуждающимся. Позволь нам через умерщвление плоти иметь удел в смерти Твоего Сына, поскольку в Нем Ты дал нам новую жизнь.

Будем бдительны, потому что наш противник, дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Твердые в вере будем противостоять ему (ср. 1 Петр 5,8–9)!

 

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского – Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове