Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Мф 5,4

Слово на праздник Сретения Господня

02.02.2020

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Год А

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Мал 3, 1-4

Чтение книги пророка Малахии.

 

Так говорит Господь Бог:

1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. 2 И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?

Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, 3 и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. 4 Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние.

 

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ

Пс 24

 

Припев: Бог Всемогущий, Господь сил – Царь славы.

 

7 Поднимите, врата, верхи ваши,†

и поднимитесь, двери вечные,*

и войдёт Царь славы!

 

8 Кто сей Царь славы? –†

Господь крепкий и сильный,*

Господь, сильный в битве.

 

9 Поднимите, врата, верхи ваши,†

и поднимитесь, двери вечные,*

и войдёт Царь славы!

 

10 Кто сей Царь славы? –†

Господь сил,*

Он – Царь славы.

 

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ

Евр 2, 14-18

Чтение Послания к Евреям.

 

14 Как дети причастны плоти и крови, то и Иисус также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диявола, 15 и избавить тех, которые от страха смерти всю жизнь были подвержены рабству. 16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. 17 Посему Он должен был во всем уподобиться братьям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. 18 Ибо как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

 

ЕВАНГЕЛИЕ

Лк 2, 22-40

 

Аллилуйя.

Свет к просвещению язычников*

и слава народа Твоего Израиля.

Аллилуйя.

+Чтение святого Евангелия от Луки.

 

22 Когда исполнились дни очищения Марии по закону Моисееву, принесли Младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, 23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий первенец мужеского пола был посвящен Господу, 24 и чтобы принести в жертву, по сказанному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. 26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. 27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, 28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко,

по слову Твоему, с миром;

30 ибо видели очи мои спасение Твое,

31 которое Ты уготовал пред лицом всех народов,

32 свет к просвещению язычников

и славу народа Твоего Израиля.

33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. 34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его:

се, лежит Сей на падение

и на восстание многих в Израиле

и в предмет пререканий, –

35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, –

да откроются помышления многих сердец.

36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, 37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. 38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

39 И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. 40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

 

Сегодняшнее Евангелие полно динамизма. Мария, верная Божьему закону, приносит своего первенца в храм, чтобы посвятить Его Богу (ср. Исх 13, 2. 12. 15). Симеон, исполненный Святого Духа, ожидает исполнения обетования. Взяв на руки Иисуса, он провозглашает пророчество. Пророчица Анна, верная в своей постоянной молитве и служении в Храме, рассказывает о появлении ожидаемого Мессии. Симеон и Анна – набожные и праведные люди. Тем не менее, в центре встречи в Храме находятся Иисус и Мария. Священник, профессор Иосиф Кудасевич, комментируя это событие, написал: «Как в Своем «да будет» Она подобна Аврааму, беззаветно доверившемуся Богу (Быт 15, 6), так и здесь Она напоминает этого патриарха, готового принести в жертву своего сына (Быт 22, 1–18). Есть и разница. Ангел Господень удержал руку Авраама (Быт 22,12), но не удержал руки распинавших Сына Марии. Поэтому Ее жертва была больше». Симеон пророчествует об Иисусе, Израиле и Марии. Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк 2, 34–35). Пророчество найдет свое воплощение в жизни и миссии Иисуса. Слова и действия Иисуса требовали ясного ответа от людей: за или против Него. Новый Завет часто показывает нам крайние отношения: одни любили Его, другие ненавидели. Некоторые кричали: распни, распни Его (Лк 23,21); нет у нас царя, кроме кесаря ​​(Ин 19,15). Другие признавали как Петр: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни; и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого (Ин 6: 68–69). Два противоположных слова: падение и восстание, вера и неверие. С помощью этих противоположных слов Симеон предвещает результат и плод всей миссии Иисуса. Для тех, кто отвергнет Его, Он станет камнем преткновения и причиной падения (Мф 21, 42–46; 1 Петр 2, 6–8). Для тех, кто признает свою грешность, немощь и слабость, станет камнем спасения и восстания. Примерами являются мытари, бедные, слепые, глухие, хромые, которые заняли место первых приглашенных на свадебный пир: книжников и фарисеев (Лк 14, 21–23). С одной стороны, Иисус познал полное любви и доброжелательности принятие, с другой – горечь отвержения. Он был истинным знаком противоречия. Поскольку Он был отвергнут Израилем, Иерусалимом, первосвященниками и книжниками, перед Ним начнется трудный путь истинного приношения в жертву, путь креста. Жертвование всегда связано со страданием, но не с мученичеством. Жертва принимается и приобретает реальную ценность, когда она принесена из любви. Посвящение Марией Иисуса Богу в Храме было Ее вступлением в переживание Пасхи. Она также испытает боль и страдания из-за отвержения Иисуса и противостояния Ему. И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк 2,35). Меч в Писании является символом слова Божьего. В книге пророка Исаии 49,2 читаем о том, как Слуга Господа говорит: соделал уста Мои, как острый меч. В Новом Завете много раз Слово Божие, отождествленное со словом Христа, сравнивается с мечом, особенно говорят об этом фрагменты из Книги Откровения (1, 16; 2, 12. 16; 19, 15. 21). В 1,16 слышим: из уст Его выходил обоюдоострый меч. В Послании к Ефесянам слово Божие называется мечом духовным (6, 17), а в Послании к Евреям автор пишет: Ибо Слово Божие живо, и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные (4, 12). Здесь мы видим некоторое сходство с пророчеством Симеона. Душа Марии была пронзена мечом слова, которое проповедовал Ее Сын. Много раз эти слова не были для Нее легкими и понятными, они наполняли Ее болью. Однако она постоянно хранила их, размышляя в своем сердце, как об этом пишет также и Евангелист Лука (2, 19. 51; 8, 19–21; 11, 27–28). Мария была первой ученицей своего Сына. Пророчество Симеона включает в себя всю Ее миссию, следование за словом Ее Сына и послушание Ему. К ней особенно относятся слова Иисуса: Если кто хочет идти за Мной, отвергни себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной! (Лк 9,23). Греческим эквивалентом слова жертвовать является термин paristemi. Это слово переводится в польской (также и в русской) версии Евангелия от Луки как «представить»: принесли Младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы представить пред Господа (Лк 2, 22). Греческое слово также означает: поставить на. На пути нашей жизни встал Христос, встал рядом с нами, возлюбив нас до конца, принес Себя в жертву за нас, за грехи всех людей, за спасение всего мира. Он с нами все время, верен человеку в любви. Так есть и так будет во все дни. Осмелимся ли мы последовать за Ним, пожертвовать себя Ему, свою жизнь, все, из чего она состоит?

Он – Господь и Спаситель, Свет и надежда для всех людей, слава народа Израиля и Церкви, спасение и смысл человеческой жизни, начало и ее исполнение! Позволим же, чтобы наши сердца пронзил меч слова Божьего, чтобы судил и освещал их. Пусть слово Иисуса направляет и формирует нас. Мария, представляя Богу своего первенца в Храме, возложила в Его руки также и свою жизнь. Давайте и мы отдадим свою жизнь в руки доброго и милосердного Иисуса, Спасителя и Господа, исповедуя с верой:

 

Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни; и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого.

 

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского – Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове