19.01.2020
2 РЯДОВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Год А
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Ис 49, 3. 5-6
Чтение книги пророка Исаии.
3 И сказал Мне Господь:
Ты раб Мой,
Израиль, в Тебе Я прославлюсь.
5 И ныне говорит Господь,
образовавший Меня от чрева в раба Себе,
чтобы обратить к Нему Иакова
и чтобы Израиль собрался к Нему;
Я почтен в очах Господа,
и Бог Мой – сила Моя.
6 И Он сказал:
мало того, что Ты будешь рабом Моим
для восстановления колен Иаковлевых
и для возвращения остатков Израиля,
но Я сделаю Тебя светом народов,
чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 40
Припев: Вот, иду я, Боже, исполнить Твою волю.
2 Твердо уповал я на Господа,*
и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;
4 И вложил в уста мои новую песнь –*
хвалу Богу нашему.
7 Жертвы и приношения Ты не восхотел;*
Ты открыл мне уши;
всесожжения и жертвы за грех*
Ты не потребовал.
8 Тогда я сказал: вот, иду;*
в свитке книжном написано о мне:
9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой,*
и закон Твой у меня в сердце.
10 Я возвещал правду Твою*
в собрании великом;
я не возбранял устам моим:*
Ты, Господи, знаешь.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
1 Кор 1, 1-3
Начало первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, 2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: 3 благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.
ЕВАНГЕЛИЕ
Ин 1, 29–34
Аллилуйя.
И Слово стало плотию, и обитало с нами.*
А тем, которые приняли Его,*
дало власть быть чадами Божиими.
Аллилуйя.
+Чтение святого Евангелия от Иоанна.
В то время:
29 Видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. 30 Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. 31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. 32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. 33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. 34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.
«Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис 49,6). Это пророчество Исаии исполнилось в Иисусе Христе. Он – свет мира, пришел, чтобы «осветить» человечество великолепием истины, а также и освятить его. Святость каждого человека способствует святости всего человечества. Всякое освящение начинается с Единственного праведного и святого Иисуса Христа, в Нем освящаются все те, кто через крещение становятся членами общины Церкви (ср. 1Кор 1,2). В результате эта община должна распространиться по всему миру, освящая его. Пришествие Иисуса было подготовлено пророками и, в конечном счете, последним из них.
Иоанн Креститель, распознав в Иисусе из Назарета Агнца Божьего, провозглашает это в форме откровения: вот Агнец Божий. Это откровение не только утверждение, но и крик, отражающий глубочайшую реальность. Агнец Божий – это тот, кто принимает на себя человеческие грехи и становится искупительной жертвой. Это также отсылка к пасхальному ягненку, которого евреи приносили в жертву во время Пасхи, в память об их исходе из Египта. Евангелист Иоанн желает ясно показать Иисуса как Искупителя людей от их грехов. Он – новая Пасха, в Нем совершилась совершенная жертва через смерть на кресте и воскресение. В сегодняшнем отрывке мы дважды находим заверение Иоанна Крестителя: «Я не знал Его» (Ин 1,31.33), как будто он хотел доказать сверхъестественный характер своих познаний. Присутствие Святого Духа еще более ясно свидетельствует об этом и подтверждает предземное существование Сына Божьего (Ин 1,30). Креститель решительно представляет авторитет Иисуса. И делает это практически тогда, когда отдает своих учеников Иисусу (см. Ин 1,35). Это удаление в тень собственной персоны, чтобы не получить каких-либо заслуг для себя, – очень важно для личности Иоанна Крестителя. Чтобы признать чей-то авторитет, необходимо смирение и признание своих недостатков или немощи. Только тогда смогу распознать кого-то, стоящего выше, которому «я недостоин развязать ремень обуви Его» (ср. Ин 1,27).
Способность распознавать и признавать авторитеты – это слабость в наше время. Скорее продвигают специалистов в разных областях или также пытаются сделать кого-то специалистом, создавая мнения по определенной теме. Эти механизмы можно заметить в СМИ. К сожалению, они становятся оракулами в вопросах власти. Христиане должны быть бдительными в отношении этих механизмов и не могут позволить себе лишиться авторитета Агнца Божьего. В противном случае на месте Единого Спасителя появится кто-то другой или просто искушение самоспасения.
Вот Агнец Божий – мы слышим это откровение в каждой Евхаристии, видя круглую Гостию, кусочек хлеба. Эта огромная тайна веры все еще поражает и требует постоянного созерцания: Бог позволил настолько ограничить Себя, принизить, чтобы спасение могло достичь концов земли. Потому что Евхаристия переживается в каждом уголке земли. Если мы глазами веры увидим важность этой реальности, мы сможем сказать как Иоанн Креститель: И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин 1,34). Чтобы мы были глашатаями этой вести, нам нужно признать авторитет Иисуса в нашей жизни, и тогда наше изумление Его величием и святостью станет ... нашим счастьем ...
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского – Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове
|