22.12.2019
4 ВОСКРЕСЕНЬЕ АДВЕНТА
Год А
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Ис 7, 10–14; 8, 10с
Чтение книги пророка Исаии.
В те дни:
10 Господь сказал Ахазу: 11 проси себе знамения у Господа, Бога твоего; проси или в глубине, или на высоте. 12 И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. 13 Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? 14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, 8,10 что значит: с нами Бог.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 24
Припев: Войдёт Господь наш, Он – Царь всей вселенной.
1 Господня земля и что наполняет её,*
вселенная и всё живущее в ней.
2 Ибо Он основал её на морях,*
и на реках утвердил её.
3 Кто взойдёт на гору Господню,*
или кто станет на святом месте Его?
4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто,*
кто не клялся душою своею напрасно.
5 Тот получит благословение от Господа*
и милость от Бога, Спасителя своего.
6 Таков род ищущих Его,*
ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
Рим 1, 1–7
Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам.
1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, 2 которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, 3 о Сыне Своём, Который родился от семени Давидова по плоти 4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мёртвых, о Иисусе Христе Господе нашем, 5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, 6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, –
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым:
благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.
ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 1, 18–24
Аллилуйя.
Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына,*
и нарекут имя Ему: Еммануил,*
что значит: с нами Бог.
Аллилуйя.
+Чтение святого Евангелия от Матфея.
18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. 19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. 20 Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. 21 Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. 22 А все сие произошло, да сбудется сказанное Господом через пророка, который говорит:
23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына,
и нарекут имя Ему Еммануил,
что значит: с нами Бог.
24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою.
Святые, призванные, возлюбленные – так обращается святой Павел к римлянам, адресатам его послания (Рим 1,6–7). Так называет он друзей Иисуса Христа, Его учеников, которые приняли благодать веры. Первые христиане радикально организовали общину верующих, основанную на взаимной любви и дружбе.
Дружба, как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, это, прежде всего, примирение и великое духовное общение вопреки ничтожным мелочам. Дружба верующих людей создает объединяющий опыт общины веры. Дружба между теми, кто посвятил свою жизнь господству Бога, а значит, между святыми, призванными и возлюбленными, – бывает уникальна.
Пророчество, о котором говорит Исаия и на которое ссылается евангелист Матфей, исполнилось в Иисусе. Он был рожден для спасения всех людей, и плод этого спасения – община людей, объединенных дружбой. Как еще понять имя Еммануил – с нами Бог? Там, где принимается Бог, невозможное становится реальным, а непостижимое – понятным. Дружба появляется в отношениях: Бог – человек. А в Иисусе эта дружба совершенна.
Возвещение Иосифу (разъяснение удивительной ситуации, то есть беременности Марии) было для него непостижимо, но он должен был в своем сердце и воле принять этого уникального Младенца. Он должен был полюбить его как своего и тем самым подружиться с Богом, вопреки ничтожным мелочам. Примирение и великое духовное общение можно увидеть во всех отношениях Иосифа. Еммануил вначале поселился в Его сердце, в нем происходила духовная работа, которая принесла плоды в конкретных жизненных ситуациях. Евангелие называет его праведным мужем. Благородство Иосифа проявляется в том, как он обращается с Марией, а принятие воли Бога – в молчании. В Библии не записано ни одного его слова. Есть дела. Бог говорит с ним через ангела, а о нем пишет евангелист. Так Иосиф начал свою дружбу с Богом и формирование семейной общины.
Дать имя ребенку было отцовской привилегией, и имя содержало в себе миссию человека. Иисус должен был родиться как обещанный Мессия, чтобы спасти людей от их грехов: Иешуа означает «Яхве спасает». Такое предзнаменование услышал Иосиф. Таким образом, он стал партнером в Божьем действии, участником Божьего плана. Бог доверял ему так же, как доверяют своему другу. Дружба – это, прежде всего, примирение и великое духовное общение вопреки ничтожным мелочам. Иосиф, возлюбленный Богом человек, избранный или призванный для трудной миссии, прошел тест на дружбу. Святость его жизни – это сотрудничество в деле Бога, который делает человека причастником Божьего естества (ср. 2 Петр 1,4).
Дружба с Богом часто укрепляется в жизненных испытаниях и трудных ситуациях. Каждый из нас может оказаться в таком положении, которое могло бы показаться невыносимым и неразрешимым. Но нужно помнить, что только через веру и дружбу с Богом мы можем победно пройти через испытания. Еммануил – это значит: Бог с тобой. Если дружба – это духовное общение, тогда что ты можешь дать Богу? То, что дал Иосиф: согласие с планом Бога. Это вначале может причинить боль, но Он гарантирует конец! Так это бывает в дружбе с Богом.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского - Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове
|