Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив Пс 102,8

Слово на Торжество Господа нашего Иисуса Христа, Царя Вселенной

24.11.2019

ГОСПОДЬ НАШ ИИСУС ХРИСТОС, ЦАРЬ ВСЕЛЕННОЙ

ТОРЖЕСТВО

Год С

 

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

2 Цар 5,1-3

Чтение второй книги Царств.

 

В те дни:

1 И пришли все колена Израилевы к Давиду в Хеврон и сказали: вот, мы – кости твои и плоть твоя; 2 еще вчера и третьего дня, когда Саул царствовал над нами, ты выводил и вводил Израиля; и сказал Господь тебе: «ты будешь пасти народ Мой Израиля и ты будешь вождем Израиля». 3 И пришли все старейшины Израиля к царю в Хеврон, и заключил с ними царь Давид завет в Хевроне пред Господом; и помазали Давида в царя над Израилем.

 

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ

Пс 122

Припев: В дом Господень с радостью пойдём.

 

1 Возрадовался я, когда сказали мне: *

«пойдем в дом Господень».

2 Вот, стоят ноги наши *

во вратах твоих, Иерусалим.

 

4 Куда восходят колена, колена Господни, *

по закону Израилеву, славить имя Господне.

5 Там стоят престолы суда, *

престолы дома Давидова.

 

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ

Кол 1, 12-20

Чтение Послания святого Апостола Павла к Колоссянам.

 

Братья:

12 Благодарим Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, 13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, 14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, 15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари.

16 Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано.

17 И Он есть прежде всего, и все Им стоит. 18 И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, 19 ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, 20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.

 

ЕВАНГЕЛИЕ

Лк 23, 35-43

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Благословен Грядущий во имя Господне! *

Благословенно грядущее во имя Господа *

царство отца нашего Давида!

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

 

+Чтение святого Евангелия от Луки.

 

В то время:

35 Насмехались над Иисусом вместе с народом и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. 36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус 37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. 38 И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.

39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. 40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? 41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. 42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! 43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

 

Весь народ стоял и смотрел. Используемое здесь греческое слово означает «пристально смотреть», восприятие умом и духом, и даже созерцание. Что дает человеку созерцание распятого умирающего Спасителя? Не проще ли отвести взгляд со смущением и ожидать от Него чего-то другого, более позитивного? Также примечательным является факт, записанный евангелистом, что весь народ, как одна община, стоял в одной и той же соответствующей позе, как будто, не совсем осознано, ожидал финальной сцены этого необычного зрелища.

Тем временем члены синедриона – еврейской элиты, как и римские солдаты, насмехались над Иисусом. Два крайних отношения к Царю на кресте имели место под ним. Не иначе было и наверху. На Голгофе, на вершине было три креста. Опять же имеем две крайние позиции. Абсолютно отличались ожидания от Иисуса так называемых «злого разбойника» и «доброго разбойника». Первый хотел того, чего каждый ожидает в драматические моменты – спасения, чуда, конца испытаний. Это также ожидается от Бога. Трижды в этом отрывке появляется призыв: «Спаси Себя Самого!». Обе высмеивающие группы, как и «злой разбойник», ожидали этого, чтобы узнать царствование Иисуса. Царь должен показать свою силу, спасая себя от притеснений – если он сделает это для себя, то также сможет спасти других. Но они ничего не услышали от Иисуса и остались со своим гневом, со своими убеждениями, что они лучше знают, каким должен быть ход событий.

Иную позицию занял другой осужденный. Он признал свою вину, упрекнул своего товарища по несчастью и смиренно отдал свою судьбу тому, кого он признал Мессией. Он дождался исключительно обещания. Не зря говорится, что он был первым канонизированным. В конце концов, обещание рая «ныне же» показалось злодею слишком большим. Однако Божье милосердие проявляется здесь как уникальная «собственность» Самого Бога. Щедрость Божьего прощения зависит от желания сердца, от веры и горячей приверженности Господу, который, как Царь и Мессия, спасает иначе, чем этого хотят люди.

Весь народ стоял и смотрел. Народ был на другой стороне. Из Слова Божьего ясно, что люди спокойно ждали, а, возможно, и ожидали в надежде, что же произойдет. Мир в сердце и уверенность в милости Бога. Такая уверенность была дана «доброму разбойнику». Мир – это не то, что может быть достигнуто только с помощью оружия, хотя латинская пословица гласит: «хочешь мира, готовься к войне». И это то, что мы наблюдаем в современном мире. Новейшие технологические достижения позволяют производить все лучшее и лучшее оружие, поэтому постоянно где-то вспыхивают вооруженные конфликты, небольшие или крупные войны. Одни армии вторгаются, другие отступают, а христиане и остальные верующие в Единого Бога молятся о мире. Возможно, единственный плод этих молитв состоит в том, что могло бы быть больше войн, чем есть сейчас. Нам трудно говорить о состоянии мира, которого мы хотим. Значит ли это, что миром постоянно «правят» силы, противостоящие царствованию Иисуса? Конечно, это так и есть.

Царь Давид, сын Иессея, был помазан как царь в Хевроне. Никто из израильтян не предполагал, что обещанный Мессия, который должен был родиться в поколении Давида, будет таким царем, каким оказался Иисус Христос, хотя пророчества указывали на это. На протяжении веков установилась модель мессии и царя. Когда же этот Мессия наконец появляется, он выглядит совершенно иначе.

Весь народ стоял и смотрел. Он видел насильственные действия мучителей и веру осужденного. Диалог распятых на кресте, имевший место перед их смертью, должен был быть услышан, поскольку он записан. Это воля Отца, чтобы мы примирились с Богом через Иисуса, получив мир через кровь креста Христа (ср. Кол 1,20). На этом основано участие в наследии святых во свете (см. Кол 1,12). Благодаря факту спасения Иисус «перенес» нас в Царство Своего Отца, потому что Он убил вражду на кресте (Еф 2,16). На себе задержал эскалацию зла и насилия. Вот такое царствование Иисуса Христа. Его трон – это крест, а корона – терновый венец. Его подданные пребывают с Ним и созерцают эту удивительную тайну распятия, и выражают свою веру: «помяни меня, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк 23,42).

Здесь находится источник мира, который имеет шанс на продолжение. Мир начинается в сердце человека и гостит в нем, когда Господом и Царем является Иисус, который не только обращается к «доброму разбойнику» со словами: «Аминь, ныне же будешь со Мною в раю».

Весь народ стоял и смотрел. А ты?

 

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского - Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове