Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
“Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин.8,12”

Слово на Торжество Господа нашего Иисуса Христа, Царя Вселенной

24.11.2019

ГОСПОДЬ НАШ ИИСУС ХРИСТОС, ЦАРЬ ВСЕЛЕННОЙ

ТОРЖЕСТВО

Год С

 

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

2 Цар 5,1-3

Чтение второй книги Царств.

 

В те дни:

1 И пришли все колена Израилевы к Давиду в Хеврон и сказали: вот, мы – кости твои и плоть твоя; 2 еще вчера и третьего дня, когда Саул царствовал над нами, ты выводил и вводил Израиля; и сказал Господь тебе: «ты будешь пасти народ Мой Израиля и ты будешь вождем Израиля». 3 И пришли все старейшины Израиля к царю в Хеврон, и заключил с ними царь Давид завет в Хевроне пред Господом; и помазали Давида в царя над Израилем.

 

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ

Пс 122

Припев: В дом Господень с радостью пойдём.

 

1 Возрадовался я, когда сказали мне: *

«пойдем в дом Господень».

2 Вот, стоят ноги наши *

во вратах твоих, Иерусалим.

 

4 Куда восходят колена, колена Господни, *

по закону Израилеву, славить имя Господне.

5 Там стоят престолы суда, *

престолы дома Давидова.

 

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ

Кол 1, 12-20

Чтение Послания святого Апостола Павла к Колоссянам.

 

Братья:

12 Благодарим Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, 13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, 14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, 15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари.

16 Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано.

17 И Он есть прежде всего, и все Им стоит. 18 И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, 19 ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, 20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.

 

ЕВАНГЕЛИЕ

Лк 23, 35-43

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Благословен Грядущий во имя Господне! *

Благословенно грядущее во имя Господа *

царство отца нашего Давида!

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

 

+Чтение святого Евангелия от Луки.

 

В то время:

35 Насмехались над Иисусом вместе с народом и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. 36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус 37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. 38 И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.

39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. 40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? 41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. 42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! 43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

 

Весь народ стоял и смотрел. Используемое здесь греческое слово означает «пристально смотреть», восприятие умом и духом, и даже созерцание. Что дает человеку созерцание распятого умирающего Спасителя? Не проще ли отвести взгляд со смущением и ожидать от Него чего-то другого, более позитивного? Также примечательным является факт, записанный евангелистом, что весь народ, как одна община, стоял в одной и той же соответствующей позе, как будто, не совсем осознано, ожидал финальной сцены этого необычного зрелища.

Тем временем члены синедриона – еврейской элиты, как и римские солдаты, насмехались над Иисусом. Два крайних отношения к Царю на кресте имели место под ним. Не иначе было и наверху. На Голгофе, на вершине было три креста. Опять же имеем две крайние позиции. Абсолютно отличались ожидания от Иисуса так называемых «злого разбойника» и «доброго разбойника». Первый хотел того, чего каждый ожидает в драматические моменты – спасения, чуда, конца испытаний. Это также ожидается от Бога. Трижды в этом отрывке появляется призыв: «Спаси Себя Самого!». Обе высмеивающие группы, как и «злой разбойник», ожидали этого, чтобы узнать царствование Иисуса. Царь должен показать свою силу, спасая себя от притеснений – если он сделает это для себя, то также сможет спасти других. Но они ничего не услышали от Иисуса и остались со своим гневом, со своими убеждениями, что они лучше знают, каким должен быть ход событий.

Иную позицию занял другой осужденный. Он признал свою вину, упрекнул своего товарища по несчастью и смиренно отдал свою судьбу тому, кого он признал Мессией. Он дождался исключительно обещания. Не зря говорится, что он был первым канонизированным. В конце концов, обещание рая «ныне же» показалось злодею слишком большим. Однако Божье милосердие проявляется здесь как уникальная «собственность» Самого Бога. Щедрость Божьего прощения зависит от желания сердца, от веры и горячей приверженности Господу, который, как Царь и Мессия, спасает иначе, чем этого хотят люди.

Весь народ стоял и смотрел. Народ был на другой стороне. Из Слова Божьего ясно, что люди спокойно ждали, а, возможно, и ожидали в надежде, что же произойдет. Мир в сердце и уверенность в милости Бога. Такая уверенность была дана «доброму разбойнику». Мир – это не то, что может быть достигнуто только с помощью оружия, хотя латинская пословица гласит: «хочешь мира, готовься к войне». И это то, что мы наблюдаем в современном мире. Новейшие технологические достижения позволяют производить все лучшее и лучшее оружие, поэтому постоянно где-то вспыхивают вооруженные конфликты, небольшие или крупные войны. Одни армии вторгаются, другие отступают, а христиане и остальные верующие в Единого Бога молятся о мире. Возможно, единственный плод этих молитв состоит в том, что могло бы быть больше войн, чем есть сейчас. Нам трудно говорить о состоянии мира, которого мы хотим. Значит ли это, что миром постоянно «правят» силы, противостоящие царствованию Иисуса? Конечно, это так и есть.

Царь Давид, сын Иессея, был помазан как царь в Хевроне. Никто из израильтян не предполагал, что обещанный Мессия, который должен был родиться в поколении Давида, будет таким царем, каким оказался Иисус Христос, хотя пророчества указывали на это. На протяжении веков установилась модель мессии и царя. Когда же этот Мессия наконец появляется, он выглядит совершенно иначе.

Весь народ стоял и смотрел. Он видел насильственные действия мучителей и веру осужденного. Диалог распятых на кресте, имевший место перед их смертью, должен был быть услышан, поскольку он записан. Это воля Отца, чтобы мы примирились с Богом через Иисуса, получив мир через кровь креста Христа (ср. Кол 1,20). На этом основано участие в наследии святых во свете (см. Кол 1,12). Благодаря факту спасения Иисус «перенес» нас в Царство Своего Отца, потому что Он убил вражду на кресте (Еф 2,16). На себе задержал эскалацию зла и насилия. Вот такое царствование Иисуса Христа. Его трон – это крест, а корона – терновый венец. Его подданные пребывают с Ним и созерцают эту удивительную тайну распятия, и выражают свою веру: «помяни меня, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк 23,42).

Здесь находится источник мира, который имеет шанс на продолжение. Мир начинается в сердце человека и гостит в нем, когда Господом и Царем является Иисус, который не только обращается к «доброму разбойнику» со словами: «Аминь, ныне же будешь со Мною в раю».

Весь народ стоял и смотрел. А ты?

 

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского - Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове