Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Мф 5,5

Слово на 32-е рядовое воскресенье

09.11.2019

32 РЯДОВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Год С

 

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

2 Макк 7,1-2. 9-14

Чтение второй книги Маккавейской.

 

В те дни:

1 Случилось, что были схвачены семь братьев с матерью и принуждаемы царем есть недозволенное свиное мясо, быв терзаемы бичами и жилами. 2 Один из них, приняв на себя ответ, сказал: о чем ты хочешь спрашивать или что узнать от нас? Мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы.

9 Быв же при последнем издыхании, сказал: ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной.

10 После того третий подвергнут был поруганию и на требование дать язык тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, 11 и мужественно сказал: от неба я получил их и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их. 12 Сам царь и бывшие с ним изумлены были таким мужеством отрока, как он ни во что вменял страдания.

13 Когда скончался и этот, таким же образом терзали и мучили четвертого. 14 Будучи близок к смерти, он так говорил: умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь.

 

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ

Пс 17

Припев: Пробудившись, буду наслаждаться Богом.

 

1 Услышь, Господи, правду мою, *

внемли воплю моему,

прими мольбу *

из уст нелживых.

 

5 Утверди шаги мои на путях Твоих, *

да не колеблются стопы мои.

6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; *

приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.

 

8 Храни меня, как зеницу ока; *

в тени крыл Твоих укрой меня.

15 А я в правде буду взирать на лицо Твое; *

пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.

 

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ

2 Фес 2, 16-3, 5

Чтение второго Послания святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.

 

Братья:

16 Сам Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, 17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.

1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, 2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера. 3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого. 4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем. 5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.

 

ЕВАНГЕЛИЕ

Лк 20, 27-38

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Иисус Христос – первенец из мертвых,*

Ему слава и держава во веки веков, аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

 

+Чтение святого Евангелия от Луки.

 

В то время:

27 Пришли к Иисусу некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его: 28 Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. 29 Было семь братьев. Первый, взяв жену, умер бездетным; 30 взял ту жену второй, и тот умер бездетным; 31 взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; 32 после всех умерла и жена; 33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?

34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; 35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, 36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. 37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. 38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

 

Ноябрь – это особенный месяц, в котором мы размышляем о смысле и цели нашей жизни. Мы молимся за усопших, посещаем кладбища. Верующие и неверующие склоняются над тайной смерти и человеческой жизни. Такое размышление необходимо, потому что современный мир направляет свое внимание особенно на то, что временное, материальное, мирское и чувственное. Многие отвергают перспективу вечной жизни и воскресения, говоря, что после смерти ничего нет. Некоторые просто не думают об этом.

В сегодняшнем Евангелии Слово Божие показывает нам диалог между саддукеями и Иисусом на тему воскресения. Религиозная партия саддукеев связывала свои надежды с земной жизнью, потому что они не верили в воскресение. Поэтому высмеивали Иисуса и Его учение. Они находились под влиянием эллинистической культуры и сотрудничали с римлянами. Среди их сторонников были высокопоставленные люди из аристократии, священнических семей. Они имели широкое политическое и социальное влияние. Саддукеи признали только авторитет Торы. В своем разговоре с Иисусом они ссылаются на закон левирата, чтобы доказать свои взгляды. Этот закон требовал, чтобы близкий родственник умершего женился на бездетной вдове и восстановил потомство (см. Втор 25, 5–6). Таким образом имел продолжение его род и имя. Саддукеи в поддержку своих убеждений рассказали историю о семи братьях, утверждая, что эти мужчины после воскресения будут спорить, кто из них имеет право на жену. Иисус, говоря о земной жизни, о том, что люди женятся, рожают детей и хотят продлить свою жизнь в потомстве, показывает саддукеям и другим слушателям, что вечность – это другая реальность. Человек в вечности не будет подвержен биологическим законам этого мира. Ему не нужно будет вступать в брак, который на земле означает участие в Божьей любви и плодородии. Иисус показывает, что жизнь на небесах отличается от жизни на земле, имеет другое, новое качество. Бог одарит своей жизнью! Мы будем жить в Боге, а Он будет всем во всём! Равные ангелам, наделенные Божьей славой, Божьей любовью, мы в полной мере познаем Божие сыновство. Святой Иоанн пишет: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин 3,2). Живя на земле, мы ждем откровения славы сынов Божьих, пока не настанет долгожданный день, когда все творения будут освобождены от рабства тлению, чтобы участвовать в свободе и славе детей Божиих (Рим 8,21). Имея в себе залог будущей славы и бессмертия, мы будем подобны ангелам, которые в Библии всегда провозглашают волю Бога, принося Его слово. Мы уже сейчас похожи на них, когда возвещаем другим истину о воскресении, когда провозглашаем Иисуса, Который через Свою смерть и воскресение открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни (Рим 1,3 сл.). Мы воскреснем по Его образу! Саддукеи ссылались на Тору. Иисус, также ссылаясь на Книгу Исхода (3, 6), которую саддукеи считали священной, дал библейское доказательство того, что Бог не есть Бог мертвых. Он был бы Им, если бы Авраам, Исаак и Иаков были мертвы. Они живут, завет любви неизменен и вечен. Не вступаешь в отношения с кем-то, кто не существует ... Это означает, что только те, кто живет для Бога, действительно живет! Тот, кто верит, что со смертью все заканчивается, подвержен обману сатаны, потому что он – отец лжи (см. Сир 1,13; 11,26; Ин 8,44). Христос принял на себя смерть как следствие наших грехов и сделал ее переходом к вечной жизни. Вера в воскресение рождается из убеждения в то, что Бог, который возлюбил меня, не оставит меня в смерти. Такова была вера братьев из книги Маккавейской, которые, принимая мученическую смерть, верили в воскресение и вечную жизнь, потому что нет лучшего блага, Господи, кроме тебя (Псалом 16,2). Живя в этом мире, мы уже сейчас можем жить в силе воскресения! Как? Когда мы преодолеваем в себе страх смерти, эгоизм, который ведет нас к бесплодию духа, когда живем плодами крещения: новой жизнью детей Божьих, новым качеством христианской жизни в Духе, который является Любовью! Поэтому посмотрим с верой на Иисуса, воскресшего первым! Прилепимся к Нему с надеждой и любовью. Делая добро и живя по Евангелию, поднимем наш взгляд вверх, где пребывает Христос – надежда нашей славы! Тоска по тем, кто ушел, пусть будет исполнена веры, потому что, как поет Станислава Целиньска: «Мы все встретимся, потому что ничто не заканчивается, но обращается во благо. Хотя дни проходят, но каждый час надеждой обнимает меня. Хотя дни проходят, но в каждый час эта вера ведет меня».

 

 

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского - Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове