Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения. Пс 118,165

Слово на 30-е рядовое воскресенье

26.10.2019

30 РЯДОВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Год С

 

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Сир 35, 12-14. 16-18

Чтение книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова.

 

12 Господь есть судия,

и нет у Него лицеприятия:

13 Он не уважит лица пред бедным

и молитву обиженного услышит;

14 Он не презрит моления сироты, ни вдовы,

когда она будет изливать прошение свое.

16 Служащий Богу будет принят с благоволением,

и молитва его дойдет до облаков.

17 Молитва смиренного проникнет сквозь облака,

и он не утешится, доколе она не приблизится к Богу,

18 и не отступит, доколе Всевышний не призрит

и не рассудит справедливо и не произнесет решения.

 

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ

Пс 34

Припев: Нищий воззвал, и Господь услышал.

 

2 Благословлю Господа во всякое время; *

хвала Ему непрестанно в устах моих.

3 Господом будет хвалиться душа моя; *

услышат кроткие и возвеселятся.

 

17 Но лице Господне против делающих зло, *

чтобы истребить с земли память о них.

18 Взывают, и Господь слышит, *

и от всех скорбей их избавляет их.

 

19 Близок Господь к сокрушенным сердцем *

и смиренных духом спасет.

23 Избавит Господь душу рабов Своих, *

и никто из уповающих на Него не погибнет.

 

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ

2 Тим 4, 6-9, 16-18

Чтение второго Послания святого Апостола Павла к Тимофею.

 

Возлюбленный:

6 Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. 7 Подвигом добрым я подвизался, бег завершил, веру сохранил; 8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

9 Постарайся придти ко мне скоро.

16 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! 17 Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. 18 И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.

 

ЕВАНГЕЛИЕ

Лк 18, 9-14

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Бог во Христе примирил с Собою мир,*

и дал нам слово примирения.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

 

+Чтение святого Евангелия от Луки.

 

В то время:

9 Сказал Иисус к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: 10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. 13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! 14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

 

Невозможно иметь Бога только на своих устах. Если Бога нет в сердце, тогда из уст выходят слова, далекие от истины, от услышанной молитвы. Когда Бог слышит нашу молитву? Святой Иаков прямо заявляет: «Просите – и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак 4,3). Можно сказать, что именно такой была молитва фарисея – плохо молился, поэтому не был оправдан, не был услышан.

Молитва смиренного проникнет сквозь облака (Сир 35,17). Многие библейские тексты указывают на расположение Бога к смирению человека. Смирение нуждается в признании подчинения Богу, зависимости от Него. Так трудно иногда человеку иметь такие отношения, потому что они касаются сердца, самого сокровенного в нас. Если Бог у тебя только на устах, а твое сердце далеко – не может изнутри изливаться молитва, которая понравится Богу.

«Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты» (Дан 3,39). Святой Павел пережил это. Когда в тюрьме был оставлен своими товарищами и измучен заботами о Церкви, он признает: «Господь же предстал мне и укрепил меня...» (2 Тим 4,17). Его смиренное пребывание в Боге привело к покою души и ощущению присутствия Бога.

Бог выслушивает смиренных, поскольку они имеют Бога не только на устах. Молитва фарисея не была услышана, потому что он говорил о своих заслугах, о себе как о человеке, достойном награды. Он сам себя похвалил. Кроме того, в оригинальном греческом тексте используется слово, которое указывает на то, что он молился не столько в своей душе, сколько к себе. Он просто смотрел на себя, а не на Бога. Уверены ли мы в том, что такое отношение нас не касается? Можно предположить, что многие читающие эту притчу не видят в себе такого подхода к молитве. В то же время, стоит подумать, чувство удовлетворения от собственной молитвы, от выполнения обязанности произносить какие-либо моления, не создает ли в нас фарисейского спокойствия и ожидания задуманного эффекта? Мы хотим видеть плоды нашей молитвы, молимся за конкретные дела. Однако, что в глубине нашей души мы думаем о других, о людях, которые не молятся и тратят свою жизнь ради различных видов земных удовольствий? Необходимо глубоко задуматься над этим, поскольку фарисейские взгляды вовсе не должны быть далеки от нас.

Мытарь говорил громко. Для еврея молитва должна была произноситься громко, чтобы быть подлинной. Он не показывал своего смирения и недостойности демонстративно – стоял вдали. Признание собственной грешности позволяет нам принять себя в истине, и именно из этого рождается смирение. «Ибо всякий, унижающий себя возвысится» (Лк 18,14). Это обещание не должно исполниться здесь, на земле, как и наши молитвы. Мы, крещеные, уже принадлежим вечности, небу. Там ожидает нас окончательное исполнение всего в Едином Боге. Твоя молитва направлена к Богу или к себе самому? Содержит ли твоя молитва надежду на вечность? Согласен ли ты с тем, что твоя молитва может быть услышана иначе, чем ты того ожидаешь? Это то, чему Иисус хочет научить нас сегодня, рассказав эту притчу, чтобы мы стремились возрастать в кротости и смирении, и тогда покинем эту землю оправданными. Такое обещание мы получаем сегодня.

 

 

 

 

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского - Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове