Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Мф 5,5

Слово на 28-е рядовое воскресенье

13.10.2019

28 РЯДОВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Год С

 

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

4 Цар 5, 14-17

Чтение четвертой книги Царств.

 

В те дни:

14 И пошел Нееман Сириянин, и окунулся в Иордане семь раз, по слову Елисея, человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился от проказы своей.

15 И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего. 16 И сказал он: жив Господь, пред лицом Которого стою! не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился. 17 И сказал Нееман: если уже не так, то пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака, потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа.

 

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ

Пс 98

Припев: Пред народами Господь открыл Своё спасение.

 

1 Воспойте Господу новую песнь,

ибо Он сотворил чудеса.

Его десница и святая мышца Его

доставили Ему победу.

 

2 Явил Господь спасение Свое,

открыл пред очами народов правду Свою.

3 Вспомнил Он милость Свою

и верность Свою к дому Израилеву.

 

Все концы земли увидели

спасение Бога нашего.

4 Восклицайте Господу, вся земля;

торжествуйте, веселитесь и пойте.

 

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ

2 Тим 2, 8-13

Чтение второго Послания святого Апостола Павла к Тимофею.

 

Возлюбленный:

8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, 9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. 10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою. 11 Верно слово:

если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;

12 если терпим, то с Ним и царствовать будем;

если отречемся, и Он отречется от нас;

13 если мы неверны, Он пребывает верен,

ибо Себя отречься не может.

 

ЕВАНГЕЛИЕ

Лк 17, 11-19

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

За все благодарите:*

ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

 

+Чтение святого Евангелия от Луки.

 

В то время:

11 Идя в Иерусалим, Иисус проходил между Самариею и Галилеею. 12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали 13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. 14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. 15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, 16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. 17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? 18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? 19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

 

Слово «спасибо» вписано в нашу повседневную жизнь. Мы учимся благодарить с детства: спасибо за подарок, похвалу, помощь и т.д. В сегодняшнем Евангелии, кажется, что акцент поставлен именно на благодарности. Однако, похоже, что не только в этом аспекте. Один из исцеленных, а их было десять, вернулся, чтобы поблагодарить Иисуса за чудо. Он был самарянином, чужеземцем, изгоем для евреев. Евреи презирали самаритян, не хотели иметь с ними ничего общего. Герой сегодняшнего Евангелия был прокаженным, как и другие, которых исцелил Иисус. Число 10 в еврейской традиции означает литургическое сообщество из десяти человек, в данном случае это сообщество прокаженных, которые в святом Евангелии от Луки представляют собой все грешное человечество. Согласно предписаниям Закона Моисея, прокаженный должен был быть изолирован от общения с другими людьми и Богом. Его тленное тело несло зловоние смерти. Он должен был кричать: «Нечист, нечист!». Его одежда была порвана, волосы в беспорядке, борода прикрыта. Все это было проявлением грусти и его трагической ситуации (см. Левит 13,45–46). Прокаженные из сегодняшнего Евангелия обращаются к Иисусу по имени, как слепой возле Иерихона (Лк 18,38) или разбойник, распятый с Иисусом (Лк 23,42). Видя свое бессилие, болезнь, страдания, оказавшись в трагической ситуации, они с упованием взывают к Тому, о Котором, вероятно, слышали, что Он исцеляет и совершает чудеса. Иисус не исцеляет их немедленно, но посылает к священникам в Храм, чтобы официально подтвердили чудо, что они чисты. Находясь в пути, они увидели, что исцелились. Один из них, самарянин, возвращается. Прославляя Бога, он падает к ногам Иисуса и благодарит Его (Лк 17,16). Он исповедует свою веру в то, что Иисус есть Господь и Бог! Это большее чудо, чем само исцеление. С этих пор его жизнь становится жизнью веры в Сына Божьего и постоянным благодарением. На это указывает используемое в греческом тексте этого Евангелия активное причастие: eucharistōn, которое выражает действие, длящееся все время. Самарянин становится постоянно благодарящим, евхаристическим человеком! Тот, кто должен был кричать «нечист, нечист!» и взывать о милосердии, теперь восхваляет Бога, благодарит Его! Его очищенное тело и жизнь больше не источают запах смерти, но распространяют аромат, благоухание воскресшего Христа (ср. 2 Кор 2,14). Можно было бы на этом закончить наши размышления. Тем не менее, Христос также заботится об оставшихся девяти. Вот почему Он задает вопрос: «Не десять ли очистились? где же девять?» (Лк 17,17). Ибо полное спасение состоит в том, чтобы верить в Иисуса, вступать с Ним в отношения любви и доверия, связывать свою жизнь с Ним! Самого чуда исцеления или хорошего самочувствия недостаточно. К сожалению, многие остаются только на этом уровне. Поверить и принять Иисуса как своего Господа и Спасителя – вот настоящее чудо! В словах: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя», Иисус поручает Самарянину миссию (Лк 17,19). Буквально есть так: «Вставай (греч. anastas), двигайся дальше», что можно перевести как «воскреснув из мертвых, двигаться дальше». Самарянин не идет в Храм, чтобы подтвердить у священников исцеление. Он больше не подчиняется Закону Моисея, но Тому, Кто является новым храмом, который приносит спасение и жизнь там, где закон был бессилен! Он должен пойти и найти девять, которые, несмотря на исцеление, еще не нашли в Иисусе своего Господа и Спасителя, Подателя жизни. Они относились к нему только как к целителю, они все еще потеряны, без веры. Можно исцелиться, но продолжать жить для греха.

В каждой Евхаристии мы посланы, чтобы найти наших братьев, современных прокаженных, отвергнутых, изолированных, страдающих от различных болезней, грехов и слабостей. Мы можем привести их к Иисусу, который является новым храмом, где милосердный Бог, встречаясь с человеком, выводит его из смерти, дает ему новую жизнь, прощает грехи, освобождает от зла. Чтобы мы могли благодарить не только за наше спасение, но с другими, которые: «познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили» (Рим 1,21), нам необходимо, чтобы мы сами имели глубокую благодарность и осознание того, что все является благодатью, даром. Наша связь, отношения с Иисусом, вера в Него, единственного Господа и Спасителя всех людей, – это особая благодать, за которую мы должны ежедневно благодарить!

 

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского - Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове