Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Пс 118,2

Слово на 21-е рядовое воскресенье

25.08.2019

21 РЯДОВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Год С

 

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Ис 66, 18-21

Чтение книги пророка Исаии.

 

Так говорит Господь:

18 Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. 19 И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою 20 и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, – подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. 21 Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь.

 

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ

Пс 117

Припев: Миру проповедуйте Евангелие Божие.

 

1 Хвалите Господа, все народы,*

прославляйте Его, все племена.

 

2 Ибо велика милость Его к нам,*

и истина Господня пребывает вовек.

 

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ

Евр 12, 5-7. 11-13

Чтение Послания к Евреям.

 

Братья:

5 Вы забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам:

«сын мой! не пренебрегай наказания Господня,

и не унывай, когда Он обличает тебя.

6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает;

бьет же всякого сына, которого принимает.

7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? 11 Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

12 Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени 13 и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.

 

ЕВАНГЕЛИЕ

Лк 13, 22-30

 

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Я есмь путь и истина и жизнь, говорит Господь;*

никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

 

+Чтение святого Евангелия от Луки.

 

В то время:

22 Иисус проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. 23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: 24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. 25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. 26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. 27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. 28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. 29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. 30 И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.

 

Слово Божие из сегодняшнего Евангелия побуждает нас задуматься о нашем спасении как о даре. Вопрос, который в начале отрывка анонимный человек задает Иисусу: Господи! неужели мало спасающихся? (Лк 13,23), вырывает нас из некоторой привычки к вере, религиозной деятельности, рутине, уверенности в том, что мы добрыми делами заслужим спасение. Это слово адресовано именно верующим и практикующим в вере. Иисус отвечает интересным ободрением: подвизайтесь войти сквозь тесные врата (Лк 13,24). В греческом тексте буквально написано: боритесь (греч. Agonízesthe). От этого слова происходит слово агония, выражающее напряжение и борьбу. Поэтому Иисус призывает нас к сражению. Но к какому? Этот термин также используется Апостолом Павлом, который в Первом Послании к Тимофею пишет: «Ибо мы для того и трудимся, и поношения терпим (agonizómetha), что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех людей, а особенно верных» (4,10). В других Посланиях он призывает нас сражаться как спортсмен на арене, принимать участие в соревнованиях, чтобы не быть отвергнутыми, и достичь спасения – вечной жизни (см. 1 Тим 6,12; 2 Тим 4,7; 1 Кор 9,25–27). Поэтому мы должны бороться, но не с людьми, чтобы уничтожить их, растоптать, устранить и быть первыми во всем. Речь идёт о чем-то совершенно ином. А именно, о борьбе с чем-то, что мешает нам принять дар спасения, что не позволяет пройти сквозь тесные и узкие врата! Ответ нужно искать в нашем бесконечном желании быть любимыми. Спасение – это дар, заключающийся в принятии любви Бога, которая является безусловной. Невозможно заплатить за нее. Каждый человек желает освободиться от болезни, зла, неприятностей, жаждет помощи, избавления от греха, хочет любви, которая все прощает, которая милосердна и вечна! Некоторые знают об этом, другие не признают таких потребностей, но желают этого. Иисус хочет, чтобы все люди познали свободную, всеобъемлющую, спасающую любовь. Если мы хотим заплатить за нее добрыми делами, и думаем, что нам полагается дар спасения, поскольку мы христиане, верим, приходим на Евхаристию каждое воскресенье, у нас все в порядке: никого не убили, не украли... и т.д., мы ошибаемся. Препятствием для принятия безусловной любви Бога является то, что я не признаю себя грешником, не принимаю Божье милосердие. Я считаю, что у меня все в порядке, другие являются грешниками, но не я. В том же самом святом Евангелии от Луки мы находим примеры этого: в притче о блудном сыне (Лк 15,11–32), о фарисее и мытаре (Лк 18,9–14). Именно так возможно пройти сквозь узкие врата – принимая дар Божьей любви, позволяя Богу любить вас и любя других. Святой апостол Иоанн в Первом Послании пишет: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин 3,14–15). В этом секрет спасения, прохождения сквозь узкие врата в вечную жизнь! Ощущать спасение – значит любить другого человека как брата, потому что Христос нас так возлюбил. Ощутить спасение – значит признать себя грешником, который, как и другие, нуждается в милосердии и любви! Это не видение спасения в собственной праведности, но в праведности Иисуса, Сына Божьего, который возлюбил меня и пожертвовал за меня свою жизнь! Наши слабости и недостатки являются местом действия Божьей любви, местом спасения. Вот почему Иисус говорит, что многие захотят войти, но не будут иметь сил (Лк 13,24). Именно в наше бессилие Он приносит свою благодать и спасение, так же, как Он сделал это с домом Закхея, как препроводил в рай злодея на кресте (Лк 23,40–43). Мы не спасаемся своими силами и нашим благочестием. Только Иисус приносит нам этот дар (см. Ин 3,16–17). Если мы придерживаемся другого подхода, самостоятельного спасения, самооправдания, мы похожи на тех в сегодняшнем Евангелии, кто находится снаружи, которым Иисус говорит: не знаю вас! Из-за нашей гордыни мы рискуем остаться вне дома Отца, за Вратами, которыми является Сам Иисус Христос! Откуда вы... Действительно, откуда я? Кто я? Ибо обитателями дома Божьего являются грешники, которые приняли дар Божьего милосердия, вступившие на путь обращения без исключения, потому что спасение дано для всех. Эту истину провозглашает нам Слово Божие в 1 Тим 2,3–4: Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. В сегодняшнем Евангелии Иисус предостерегает также от трактовки веры и Евхаристии как ритуала, выполнения долга. Каждая Евхаристия является входом в ощущение милосердия Отца, который дает нам спасение, прощает грехи и обнимает нас как своих детей, как грешников в Возлюбленном Сыне – Иисусе. Евхаристия – это празднование спасения, присутствующего в слове и Теле Иисуса. Поскольку Иисус не отверг никого, ни одного грешника, ни мытаря, Он приглашает нас к тому, чтобы мы приняли наши собственные и другие истории, отмеченные слабостями, падениями, как истории спасения, являющиеся святыми, в которых действует Бог. Чтобы мы никогда не услышали от нашего Господа: отойдите от Меня все делатели неправды! (Лк 13,27). Делать неправду – это творить зло, закрываться на милосердную любовь Отца и других людей как братьев! Отвергая кого-либо, даже если он был величайшим грешником, я отвергаю самого Христа, который пришел спасти грешников и сам занял последнее место. Плач и скрежет зубов, о которых говорит Иисус, выражают беспомощность и страдания, а также гнев, потому что в Царстве Отца, наряду с Авраамом, Исааком и Иаковом находятся все: с запада и востока, с севера и юга,– то есть язычники, которых евреи исключили, отвергли, презирали. Это также символ народов всего мира, которые будут спасены благодаря крестной смерти Иисуса.

Слово Божье из сегодняшнего Евангелия побуждает нас бороться за новый менталитет. Те, кого считали последними, кого презирали, стали первыми. Мы ощущаем спасение только тогда, когда осознаем себя грешниками, слабыми и потерянными, нуждающимися в помощи и милосердии. Человек, который признает себя праведным, совершенным и самодостаточным, стоит вне, лишая себя дара быть членом семьи Бога. Бог желает, чтобы мы были такими же милосердными как Он и никого не отвергали. Наши добрые дела, защита христианских ценностей, жизнь по Евангелию – это ответ на дар спасения: прощение грехов, оправдание, безусловную любовь Бога Отца! Это путь, который ведет через крест Иисуса, величайшее доказательство любви Бога, узкие врата, ведущие в жизнь! Неужели мало спасающихся? Иисус отвечает, что многие, то есть все пытаются, но они бессильны, потому что не могут спасти себя сами, только Он дает спасение, только Он – единственный Спаситель мира, который прошел через узкие врата – крест и, таким образом, открыл нам смелый доступ к Отцу и вечной жизни! Не каждый верит в Иисуса и любит Его, но Он любит всех людей и для всех имеет бесконечное милосердие, дар спасения, сокрытый в узкой щели Его израненного Сердца. Он любит тебя и жаждет, чтобы огонь этой любви возгорелся в тебе, а через тебя в других. Поэтому:

 

Смотри назад с благодарностью

вперед с надеждой,

а вверх с верой!

(Майк Иаконелли)

 

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского - Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове