Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Мф 5,6

Слово на 2 воскресенье Пасхи - ВОСКРЕСЕНЬЕ МИЛОСЕРДИЯ БОЖИЯ

27.04.2019

II ВОСКРЕСЕНЬЕ ПАСХИ

Год С

 

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Чтение Деяний святых Апостолов, Деян 5, 12–16.

 

12 Руками Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. 13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. 14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, 15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. 16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

 

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 118

Припев: Славьте Господа вовек, милость Его вечна.

 

2 Да скажет ныне Израиль:*

 Он благ, ибо вовек милость Его.

3 Да скажет ныне дом Ааронов:*

 Он благ, ибо вовек милость Его.

4 Да скажут ныне боящиеся Господа:*

 Он благ, ибо вовек милость Его.

 

22 Камень, который отвергли строители,*

 соделался главою угла:

23 Это от Господа,*

 и есть дивно в очах наших.

24 Сей день сотворил Господь:*

 Возрадуемся и возвеселимся в оный!

 

25 О, Господи, спаси же!*

 О, Господи, споспешествуй же!

26 Благословен грядущий во имя Господне!*

 Благословляем вас из дома Господня.

27 Бог – Господь*

 и осиял нас.

 

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ

Чтение из книги Откровения святого Апостола Иоанна, Откр 1, 9–11а. 12–13. 17–19

 

9 Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. 10 Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; 11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии.

12 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников 13 и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом.

17 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, 18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. 19 Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.

 

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Ты поверил, Фома, потому что увидел Меня, говорит Господь;*

блаженны невидевшие и уверовавшие.

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

 

+ Чтение святого Евангелия от Иоанна, Ин 20, 19–31.

 

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! 20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. 21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. 22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. 23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. 25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! 27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. 28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! 29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. 31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

 

В еврейском менталитете вечер – это всегда начало нового дня. Таким образом, евангелист Иоанн хочет подчеркнуть, что с пришествием Иисуса начинается что-то новое. Мы слышим, что ученики были напуганы так, как будто они сидели во мраке, в могиле, полной тьмы, холода, без надежды и света. И вдруг среди них стал воскресший Иисус, являющийся Светом мира, и принес им мир. Такой мир, который окружающий мир дать не может. Когда Он показал им Свои пронзенные руки и бок, их охватила радость. Раны свидетельствуют о Его человеческой природе. Его тело прославленно, но Он тот самый, с которым шли из Галилеи в Иерусалим. Это Распятый и Воскресший Господь, раны которого говорят о Его великой любви к ним, к грешникам, ко всем людям. Мы видим, как в сегодняшнем Евангелии сливаются в единое две реальности, две стороны нашей жизни. С одной стороны, страх и печаль по поводу смерти и отсутствия Иисуса, с другой – мир и радость, проистекающие из встречи с Воскресшим Господом. Из хаоса и утраты Иисус порождает новую жизнь и делает это, давая Святого Духа. Как первое дело творения, так и второе начинается со Слова Божьего и Святого Духа, который вводит новое начало, упорядоченный, добрый, счастливый мир. Иисус стоит посреди Своих учеников, буквально в середине. Он хочет быть в центре их жизни, Своим светом и миром охватывая их страх, разочарование, боль, всю тьму и тревоги человеческого существования. Ничего их не лишает, но приносит им мир, который дает истинную свободу, радость и счастье.

В следующей части Евангелия мы слышим, что Иисус, послав их с той же миссией, которую имел Сам, дунул на них и дал им дар Святого Духа. Используемый греческий термин emfysao (дунуть) относится к акту творения, когда Бог сотворил человека из праха земли и вдохнул в него дыхание жизни (см. Быт 2,7), а также к Книге Пророка Иезекииля, где животворящее дыхание Духа оживило сухие кости (см. Иез 37, 9).

Благодаря этому ученики становятся новыми людьми, которые будут нести дело Иисуса до края земли. Через силу Святого Духа, как свидетели смерти и воскресения Иисуса, они откроют Его милосердную любовь, которая наиболее полно реализуется в даре прощения грехов. В этом образе мы видим общину ранней Церкви, где центром жизни является Распятый и Воскресший Христос, дарующий Святого Духа, который является даром для Церкви, чтобы продолжать Его миссию на земле!

Не все разделяют веру в воскресение Иисуса, есть также сомневающиеся, которые должны увидеть, чтобы поверить. Их путь к вере длиннее, возможно, труднее, но когда они поверят, становятся ревностными учениками, которые часто отдают свои жизни за веру. И именно таким был Фома называемый Дидимос, что означает Близнец. Он может быть близнецом каждого из нас, потому что в нашей жизни возникают сомнения и трудности в вере.

Иисус отвечает на его неверие и является через восемь дней, то есть в воскресенье. Слышим, что ученики были «в доме», то есть они были объединены в общине Церкви на праздновании Евхаристии в радости Святого Духа. Иисус снова уделяет им свой мир и обращается к Фоме. Он показывает ему Свои раны как свидетельство подлинной смерти и распятия, приглашая его на трудный путь веры. Интересно то, что автор использует фразу, которая по-гречески звучит так: «поднеси палец твой сюда и посмотри руки Мои; и поднеси руку твою и положи в бок Мой...» (Ин 20, 27). Речь идет о глаголе «нести» (греч. fero). В польском переводе имеем слово «поднеси» (в русском – «подай»), в то время как греческое слово указывает на действие: нести, поднести, что-то терпеливо переносить, терпеть. То же самое греческое слово используется в книге Пророка Исаии, в Четвертой из Песен о Слуге Господа, который взял на себя наши немощи и понес наши болезни (см. Ис 53, 4 и сл.). Иисус, принимая Фому во всей истине, указывает на то, что вера – это непрерывный процесс, путь, требующий терпения, неутомимости. Это не разовое деяние или декларация, а усилие, чтобы выйти к Иисусу, на встречу с Иисусом. Иисус призывает нас, чтобы мы нашу веру ежедневно, настойчиво направляли к Нему, даже если она столь мала как горчичное семя или слаба. Чтобы верили, что Он действительно умер, воскрес и присутствует в нашей жизни и в нас.

Иисус всегда первым проявляет инициативу, но мы должны решить, пойдем ли мы под крест и признаемся, что Он действительно Господь и Бог, мой Господь и Бог. Вот почему Он говорит Фоме о том, что действительно блаженны, то есть счастливы те, кто не видел, но поверил. Мы принадлежим к их числу. Мы поверили благодаря проповеди Церкви, благодаря свидетелям веры до наших дней. Мы поверили в Слово и Слову, поверили благодаря благодати, которая была дана нам. Последние слова из сегодняшнего Евангелия побуждают нас верить в Иисуса, Мессию, Сына Божьего.

Сегодняшнее воскресенье – Воскресенье Милосердия. Иисус показал его испуганным и отчаявшимся ученикам и Фоме. Он также постоянно проявляет его по отношению к нам, прощая грехи, поддерживая нашу жизнь, нашу надежду, веру и любовь. Сегодня Воскресший Христос становится в центре жизни каждого из нас и говорит: «Мир вам!». Он приносит дар мира, который в сегодняшние неспокойные времена нужен как хлеб насущный. Он хочет, чтобы мы, принимая Святого Духа, стали свидетелями милосердия и мира. В часы сомнений да укрепит Господь нашу веру, чтобы мы никогда не разорвали отношений с Ним, так как Он не хочет никого потерять. Поэтому Он пришел к Фоме, чтобы пробудить и укрепить его веру! Для Иисуса важен каждый Его ученик и каждый человек. Для Иисуса важен Ты!

 

Что сегодня наполняет тебя страхом, беспокойством? Каковы повод и причина твоей печали и, возможно, даже отчаяния? Можешь ли ты сказать, что счастлив, потому что веришь?

Иисус говорит тебе: Мир тебе, дитя мое. Прими дар Святого Духа. Блаженны невидевшие и уверовавшие.

Мой ответ на это: Иисус, я уповаю на Тебя!

 

 

 

 

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского - Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове