Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою. Пс 39,5

ПОСЛАНИЕ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ПАПЫ ФРАНЦИСКА НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ 2019

05.03.2019

Дорогие братья и сестры!

 

Каждый год посредством Церкви, Матери нашей, Бог удостаивает Своих верных «ожидания Пасхальной Тайны в радости и чистоте сердца, чтобы, (…) участвуя в возрождающих таинствах, они достигали полноты благодати», уготованной Его детям (I Префация Великого Поста). Таким образом, от Пасхи до Пасхи у нас есть возможность идти к полноте того спасения, какое мы уже получили по великой пасхальной тайне Христа: «Ибо мы спасены в надежде» (Рим 8, 24). Сия тайна спасения, действующая в нас еще при земной жизни, представляет собой динамичный процесс, охватывающий историю и всё творение. Как утверждает св. Павел: «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Рим 8, 19). В данной перспективе я хотел бы поделиться с вами несколькими размышлениями, чтобы они сопровождали нас на пути обращения в наступающем Великом посте.

 

1. Искупление творения

 

Празднование Пасхального Триденствия страстей, смерти и воскресения Христа, пик литургического года, всякий раз приглашает нас испытать определенный процесс подготовки в осознании того, что наше уподобление образу Христа (см. Рим 8, 29) проистекает из бесценного дара милосердия Божия.

 

Если человек живет как чадо Божие, как искупленный человек, позволяющий Святому Духу руководить собой (см. Рим 8, 14) и знающий, как открыть и исполнить в жизни закон Божий, опираясь на тот, что запечатлен в его собственном сердце и естестве, то он сам приносит благо всему творению, сослужа в его искуплении. Посему, как говорит св. Павел, именно творение с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, то есть тех, которые, пребывая в пасхальной радости Иисуса, обильно пользуются ее плодами, призванными привести к полноте искупления тела человека. Когда любовь Христова преображает жизнь святых в их духе, душе и теле, они славят Бога, а через молитву, созерцание и искусство они призывают также и всё творение славить Бога, как это прекрасно выражено в «Песни брату Солнцу», написанной св. Франциском Ассизским (см. Laudato si’, 87). Однако, гармония сего мира, проистекающая из Искупления, всё дальше находится под угрозой негативной силы греха и смерти.

 

2. Разрушительная сила греха

 

Действительно, когда мы не живем как чада Божии, то часто губительно относимся к самим себе, а также к ближним и другим творениям, считая (более или менее осознанно), что имеем право пользоваться ими по собственной воле. Тотчас начинает преобладать отсутствие умеренности, что ведет к образу жизни, нарушающему те границы, уважать которые призывает нас наше человеческое бытие и естество, и стремящемуся удовлетворить те неконтролируемые желания, какие согласно Книге Премудрости Соломона присущи людям неправо умствующим, либо тем, которые не считают Бога точкой опора для своих поступков и лишены надежды на будущее (см. 2, 1-11). Если мы по прежнему не идем в сторону Пасхи, к горизонту Воскресения, то тогда очевидно, что нас превозмогает ментальность, называющаяся «всё и сразу», а также «хочу еще больше».

 

Всем нам известно, что причиной каждого зла является грех, который со времен своего возникновения среди людей разрушил их связь с Богом, с другими людьми и с творением, с которым мы связаны посредством тела. Прерывание общения с Богом также нарушило гармоничную связь людей с окружающей средой, в которой они сами зародились, и превратили сад в пустыню (ср. Быт 3, 17-18). Речь идет о грехе, который становится причиной того, что человек начинает считать себя богом творения, чувствует себя его абсолютным властелином и пользуется им не так, как желал Создатель, но преследует свои личные интересы, причиняя вред творению и другим людям.

 

Когда отвергается закон Божий, закон любви, тогда утверждается закон преобладания сильного над слабым. Обитающий в сердце человека грех (см. Мк 7, 20-23) – проявляющийся в алчности, в стремлении к неумеренному благосостоянию, в безразличии по отношению к благу других, а чаще всего и по отношению к собственному благу – приводит к злоупотреблению творением, людьми и окружающей средой, следуя неудовлетворенной алчности, которая каждое желание считает правом, и которая рано или поздно уничтожит даже того, кто ею одержим.

 

3. Исцеляющая сила покаяния и прощения

 

Посему творение нуждается в откровении сынов Божиих, которые стали «новым творением»: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» (2 Кор 5, 17). Действительно, вместе с их откровением само творение может «пережить Пасху»: открыться новому небу и новой земле (см. Откр 21, 1). Путь к Пасхе призывает нас к обновлению нашего христианского обличия и сердца посредством покаяния, обращения и прощения, чтобы жить полнотой благодати Пасхальной Тайны.

 

Сие «ожидание с надеждой», сие чаяние творения исполнится, когда объявятся сыны Божии, то есть когда христиане и все люди решительно примут эту «боль рождения», которой является обращение. Вместе с нами всё творение призвано освободиться «от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим 8, 21). Великий Пост является сакраментальным символом обращения. Он призывает христиан к более интенсивному и конкретному воплощению Пасхальной Тайны в личной, семейной и общественной жизни, особенно посредством поста, молитвы и милостыни.

 

Пост означает учиться менять наше отношение к другим людям и к творению: отступить от искушения «поглотить» всё, что возможно, ради удовлетворения нашей жадности, и приступить к терпеливой любви, которая способна преисполнить пустоту нашего сердца. Молитва учит нас отрекаться от идолопоклонства и эгоистичной самодостаточности, и признавать то, что мы нуждаемся в Боге и Его милосердии. Милостыня означает отказ от неразумного образа жизни и накопительства всего и для себя в иллюзии гарантии будущего, которое не принадлежит нам. Таким образом, мы заново откроем радость от промысла Божия, объемлющего всё творение и наши сердца, от промысла любви Божией, любви к братьям и всему миру, и в сей любви мы обретем истинное счастье.

 

Дорогие братья и сестры, «Великий пост» Сына Божия заключался в том, что Он отправился в пустыню творения, чтобы заново ввести его в сад общения с Богом, как это было до грехопадения (см. Мк 1, 12-13, Ис 51, 3). Пусть же и наш Великий пост станет тем же путем, чтобы нести надежду Христову творению, которое «освобождено будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим 8, 21). Не допустим, чтобы это благодатное время пролетело безрезультатно! Просим Бога, да поможет Он нам встать на путь истинного обращения. Оставим эгоизм и самолюбование, и да устремимся к Пасхе Иисуса; подойдем к нашим братьям и сестрам, находящимся в трудной ситуации, разделим с ними наши духовные и материальные блага. Таким образом, воплощая в реалии нашей жизни победу Христа, мы направим Его преображающую силу на всё творение.

 

Град Ватикан, 4 октября 2018 года

Праздник св. Франциска Ассизского


Франциск 

Источник: credonews