Первый доклад, прозвучавший на ватиканской встрече «Защита несовершеннолетних в Церкви», был озаглавлен «Запах овец»: архиепископ Манилы кардинал Луис Антонио Тагле подчеркнул, что главной задачей пастыря является исцеление человеческих ран.
Епископы призваны не избегать страданий и боли своих овец, но «принимать личную ответственность за врачевание раны, нанесенной телу Христову». К сожалению, констатировал филиппинский иерарх, эти раны, спровоцированные надругательствами над малолетними, были причинены и самими епископами: вместо того чтобы «пахнуть своими овцами», епископы часто убегают перед «зловонием грязи, брошенной на детей и на слабых», - это зловоние оказывается для епископов «слишком терпким и невыносимым».
Каким же образом можно исцелить эти раны? Кардинал Тагле сослался на междисциплинарные исследования по теме исцеления, подчеркнув, что при всей важности достижений общественных и гуманитарных наук необходимо вернуться к церковной и духовной перспективе. Отправной точкой для кардинала стала евангельская страница, повествующая о встрече Воскресшего с учениками: Господь показывает Свои раны и затем увещает Фому вложить в них перст. Прежде всего – отметил кард. Тагле – пастырь должен узнавать раны Иисуса в человеческих ранах.
В своем докладе иерарх затронул еще одну тему: справедливости и прощения. Он предложил психологический взгляд в свете веры, ссылаясь на американского психолога Роберта Энрайта, первопроходца в научном исследовании прощения. Правосудие – пояснил кард. Тагле – необходимо, но его недостаточно для того, чтобы исцелить сердце человека. Прощение – это незаменимый аспект исцеления. Прежде чем говорить жертве о том, чтобы она простила преступника, необходимо объяснить, что прощение не означает, будто мы оправдываем преступление или просто-напросто просим забыть о нем. «Это совершенно не так», - подчеркнул кардинал. Прощение причинивших нам зло приводит к глубокому исцелению: это мощный путь к облегчению боли, в том числе с научной точки зрения.
Филиппинский иерарх обратил внимание участников встречи на то, что иногда епископы и настоятели монашеских общин вынуждены делать выбор между помощью жертве и помощью обвиняемому. Рассуждения о справедливости и прощении ведут к одному ответу: нужно помогать обоим – и жертве, и виновнику. Жертве следует помогать излечиться от глубоких ран, а что касается преступника, то, помимо аспекта правосудия, «не следует пренебрегать и его внутренним состоянием».
Ольга Сакун - vaticannews