Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Мф 5,3

Слово на 6-е рядовое воскресенье

16.02.2019

6-е рядовое воскресенье

Год С

 

Чтение книги пророка Иеремии, Иер 17, 5-8.

 

5 Так говорит Господь:

проклят человек,

который надеется на человека

и плоть делает своею опорою,

и которого сердце удаляется от Господа.

6 Он будет как вереск в пустыне,

и не увидит, когда придёт доброе,

и поселится в местах знойных в степи,

на земле бесплодной, необитаемой.

7 Благословен человек, который надеется на Господа,

и которого упование Господь.

8 Ибо он будет как дерево, посаженное при водах

и пускающее корни свои у потока;

не знает оно, когда приходит зной;

лист его зелен,

и во время засухи оно не боится,

и не перестаёт приносить плод.

 

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 1

 

Припев: Блажен, кто уповает на Господа Бога.

 

1 Блажен муж,

который не ходит на совет нечестивых,†

и не стоит на пути грешных,*

и не сидит в собрании развратителей;

2 но в законе Господа воля его,*

и о законе Его размышляет он день и ночь!

 

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод,*

которое приносит плод свой во время своё,

и лист которого не вянет;*

и во всём, что он делает, преуспеет.

 

4 Не так – нечестивые, не так;*

но они – как прах, возметаемый ветром.

6 Ибо знает Господь путь праведных,*

а путь нечестивых погибнет.

 

Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам, 1 Кор 15, 12.16-20.

 

Братья:

12 Если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мёртвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мёртвых? 16 Ибо если мёртвые не воскресают, то и Христос не воскрес. 17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна; вы ещё во грехах ваших. 18 Поэтому и умершие во Христе погибли. 19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. 20 Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших.

 

Аллилуйя.

Возрадуйтесь и возвеселитесь;*

ибо велика вам награда на небесах.

Аллилуйя.


+ Чтение святого Евангелия от Луки, Лк 6, 17. 20-26.

 

В то время:

17 Иисус, сойдя с Двенадцатью учениками Своими, стал на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских. 20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом; ибо ваше есть Царствие Божие.21 Блаженны алчущие ныне; ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне; ибо воссмеётесь. 22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди, и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. 23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь; ибо велика вам награда на небесах: так поступали с пророками отцы их.

24 Напротив горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение.25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

 

У нас всегда есть выбор. Перед нами постоянно два пути. Мы все время выбираем между злом и добром, между большим и меньшим благом. Иногда нам трудно распознать, что необходимо выбрать. Часто нашим критерием являются личная выгода или некое благополучие. Предупреждением для нас может служить максима Пифагора: жалуешься на то, что терпишь бедствия и несправедливость. Помни, что самое большое несчастье – это причинить их.

 

«Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование – Господь» (Иер 17,7). Тот, кто доверяет Богу, счастлив, потому что он знает, что жизнь не принадлежит только ему. К такой вере Иисус призывал учеников, когда обратился к ним в своей речи. Евангелист Лука записал четыре благословения, адресованных им, и четыре проклятия. Иисус, возведя очи Свои на учеников Своих, обратился к тем, кого видел перед собой, чью жизнь и чьи чаяния знал. Можно сказать, что Он имел представление об их жизни. Среди его учеников были и бедные, и богатые. Буквальное значение слов Иисуса представляет собой предупреждение о бессмысленной и пустой жизни, но также и вознаграждение за терпеливое переживание лишений и презрения. Знаем, что Иисус не осуждает самого по себе богатства и процветания. Однако порицает человека, верящего только в свои достижения.

 

Никто из нас не хотел бы испытывать голод и несчастья: жалуешься на то, что терпишь бедствия и несправедливость. Помни, что самое большое несчастье – это причинить их. Поэтому лучше перенести бедность и боль здесь, на земле, и сохранить свое достоинство, чем стать причиной страданий другого человека. Этот выбор всегда стоит перед нами, когда мы закрываемся перед нуждами других, видя только свой достаток и собственный успех. Тот, кто ищет свою силу в плоти (см. Иер 17,5) и полагается только на человеческие усилия, заслуживает сожаления. К таким относятся богатые и пресыщенные люди, которые уже ничего больше не хотят, кроме сохранения своего статус-кво. Часто люди, у которых все есть, утопающие в многочисленных благах, больше не нуждаются в Боге. Конечно, превратно было бы думать, что Бог дает свое царство только бедным и нуждается в человеческих страданиях, чтобы одаривать своим благословением в качестве награды. Наша бедность или богатство являются результатом многих факторов, часто независящих от нас. Одно можно сказать наверняка: от каждого из нас зависит, кому мы доверяем и на кого надеемся. И как результат вышесказанного: получим ли мы благословение или предупреждение: горе вам!

 

Иисус дает понять своим ученикам, а также нам, что надежда на вечную жизнь – это не просто дешевое утешение, чтобы каким-то образом успокоить голодных и страдающих. Христос является надеждой нашего воскресения, надеждой не только на то, что в этой жизни что-то изменится к лучшему, но и надеждой на будущую жизнь (см. 1Кор 15,19). Однако надо верить в то, что Его обещания не являются пустыми словами. Необходимо иметь огромную веру в то, что, пережив на земле все гонения из-за Иисуса, получим «компенсацию» на небесах. Иисус с большой уверенностью дает это обещание: возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь (в переводе с греческого «запрыгайте»), ибо велика вам награда на небесах (Лк 6,23).

 

В нашей стране нет преследования из-за веры, но в мире случаются нападения на христиан. Могу ли я рисковать и быть свидетелем Иисуса Христа? Лучше терпеть бедствия и несправедливость. Помни, что самое большое несчастье – это причинить их.

 

Словами псалмопевца проси, чтобы Господь укрепил твой выбор и дал тебе возможность избрания красивого, но трудного пути благословения: Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою (Псалом 142.8).

 

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского - Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове