Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Не судите, да не судимы будете. Мф 7,1

Слово на 4-е рядовое воскресенье

02.02.2019

4-e рядовое воскресенье

Год С

 

Чтение книги пророка Иеремии, Иер 1, 4-5. 17-19.

 

Во дни Иосии:

4 И было ко мне слово Господне: 5 прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя; пророком для народов поставил тебя. 17 А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им всё, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их. 18 И вот, Я поставил тебя ныне укреплённым городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей. 19 Они будут сражаться против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя.

 

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ, Пс 71

Припев: Устами возвещаю спасение Господне.

 

1 На Тебя, Господи, уповаю;*

  да не постыжусь вовек.

2 По правде Твоей избавь меня и освободи меня;*

  приклони ухо Твоё ко мне, и спаси меня.

 

3 Будь мне твёрдым прибежищем,*

  куда я всегда мог бы укрываться;

  Ты заповедал спасти меня,†

  ибо твердыня моя и крепость моя Ты.*

4 Боже мой! избавь меня из руки нечестивого.

 

5 Ибо Ты — надежда моя, Господи Боже, *

  упование моё от юности моей.

6 На Тебе утверждался я от утробы; *

  Ты извёл меня из чрева матери моей.

 

15 Уста мои будут возвещать правду Твою,*

   всякий день благодеяния Твои.

17 Боже! Ты наставлял меня от юности моей,*

   и доныне я возвещаю чудеса Твои.

 

Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам, 1 Кор 12, 31 — 13, 13.

 

Братья:

31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь ещё превосходнейший.

1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. 2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви: то я ничто. 3 И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею: нет мне в том никакой пользы.

4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6 не радуется неправде, а сорадуется истине; 7 всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

8 Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. 9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем. 10 Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. 11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. 12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

 

Аллилуйя.

Господь помазал Меня*

благовествовать нищим,*

проповедовать пленным освобождение.

Аллилуйя.


+ Чтение святого Евангелия от Луки, Лк 4, 21-30.

 

В то время:

21 Иисус начал говорить в синагоге: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. 22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? 23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: «врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоём отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме». 24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своём отечестве. 25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле; 26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую. 27 Много также было прокажённых в Израиле при пророке Елисее; и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. 28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости. 29 И, встав, выгнали Его вон из города, и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; 30 но Он, пройдя посреди них, удалился.

 

Слово Божие из сегодняшнего Евангелия от святого Луки является частью более крупного отрывка, который относится к общественной деятельности Иисуса (4, 14–44). Евангелие от Луки показывает нам Иисуса в пути. Он берет свое начало в родном городе Назарете, а заканчивается в Иерусалиме. В Назарете, прочитав отрывок из книги пророка Исаии, Иисус объявил: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк 4,21). Иисус не комментирует слово, как это делали раввины, но провозглашает его, заявляет о его исполнении. В Его личности это становится живым и действенным фактом. Слово Иисуса приносит спасение и свободу всем угнетенным, порабощенным, жаждущим Божьей благодати (Лк 4, 18–19). Земляки Иисуса поражаются словам, которые исходят из Его уст. Греческая фраза: lo,goij th/j ca,ritoj – буквально переводится как слова благодати. Слова Иисуса приносят благодать, то есть доброжелательность, благосклонность, помощь, милосердную любовь Бога, которая является даром для всех людей. Этого нельзя заслужить, можно только принять в изумлении и восхищении безусловной любовью Бога и Его добротой. Слушатели чувствуют себя неуверенно в отношении этого дара и личности Иисуса. Получить эту благодать означает поверить в Него – Мессию и признать, что Бог действует в Нем. Им нелегко принять то, что в этом Человеке из Назарета исполняются Закон и Пророки. Слушатели знают Иисуса, Он один из них. Спрашивая: не Иосифов ли это сын? (Лк 4, 22), они сомневаются, не способны понять и принять Его божественное происхождение. Верить в Евангелие означает верить в личность Иисуса. Это было самым трудным для них.

 

Перед лицом ропота, все больше и больше нарастающего, Иисус приводит два примера из Ветхого Завета, которые показывают вмешательство Бога через действия пророков Илии и Елисея. Тем самым Он пытается убедить своих слушателей в том, что только Бог решает, кто может получить благую весть о спасении. Он дает понять жителям Назарета, что сам факт принадлежности к Израилю автоматически не дает им права на благодать спасения. Спасение – это дар Божий как для евреев, так и для язычников. Язычники, такие как вдова из Сарепты и Нееман Сириянин, становятся участниками обетования спасения и Царства Божьего (см. Лк 13, 28 сл.). Все с гневом отреагировали на такое толкование слова Божьего, буквально впали в безумие (греч. qumo,j). Они больше не хотят слушать Его, отвергают Его. Непринятие Иисуса и Его слова Израилем приведет к миссии, направленной к язычникам, которую первая Церковь предпримет после Его воскресения. Деяния Апостолов, также написанные святым Лукой, являются свидетельством этого. Слово Божье через служение Апостолов проходит путь из Иерусалима в Рим, и, как это тогда понималось, – до самых краев мира.

 

Иисус, отвергнутый своими земляками, в силе Святого Духа продолжает свою миссию спасения, которая в конечном итоге приведет Его в Иерусалим и на крест. Предвестие этих событий находится в заключительной части сегодняшнего Евангелия. Изгнание Иисуса из города и препровождение на вершину горы с целью свергнуть Его с нее, предзнаменует Его распятие и смерть за пределами города, а также воскресение, потому что Он прошел посреди них и удалился (Лк 4, 28–30).

 

Поэтому, как мы видим, никто не может поднять на Него руку, потому что жизнь пророка находится в руках Бога. Наиболее важной является миссия и воля Бога, которая должна быть выполнена.

 

Событие из сегодняшнего Евангелия помещено в некие скобки. В начале отрывка Евангелия от Луки 4,14 мы слышим, что Иисус, исполненный силы Святого Духа, проповедовал в синагогах, будучи всеми восхваляем. В конце сегодняшнего фрагмента все исполнились ярости и хотели убить Его (4, 28). Между этими двумя полюсами проходит Его и наша жизнь. С одной стороны, как ученики Господа, мы испытываем принятие Евангелия, с другой – ненависть и отвержение, часто через пожертвование жизнью, как и Иисус. Каждый может восхвалять Иисуса, но также каждый может отвергнуть Его с гневом. Время посещения может уже никогда не повториться, слово Иисуса может быть окончательно отвергнуто твердостью человеческого сердца и неверием. Иисуса можно отвергнуть, но во имя чего...?

 

Поэтому сегодня мы сталкиваемся с выбором между поверхностным восхищением и верой, подобно жителям Назарета, к которым Иисус никогда уже не вернется.

 

Благая Весть о спасении сегодня предназначена для каждого человека! Иисус приходит сегодня в нашу жизнь. Он ожидает открытого сердца. Он стоит перед нами как Тот, кто приносит спасение, исцеление больных, освобождение от зла, прощение грешников, примирение и милосердную заботу о бедных. Он желает открыть наши уши, чтобы мы услышали Его слово, открыть наши глаза, чтобы увидели Его через веру!

 

Иисус провозгласил: Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами (Лк 4, 21). Итак, веришь ли ты в силу Его слова, подобно Закхею, чтобы обрести спасение уже сегодня (Лк 19, 5. 9)? Веришь ли ты, как разбойник на кресте, чтобы сегодня быть с Иисусом в раю – Царстве Отца (Лк 2, 43)? Сегодняшний день, который ожидает от нас незамедлительной реакции веры, приносит благодать спасения и переживание силы слова Иисуса. Сила Евангелия проявляется в том, что мы принимаем его сердцем, разумом, слухом, глазами веры, устремленными на Иисуса (Лк 4,20). Мы испытываем это во время литургии Евхаристии: слушаем и смотрим, прикасаемся и вкушаем, чтобы, несмотря на сопротивление и отвержение со стороны мира, сказать всем, как хорош и добр Господь!

 

Слово стало плотью и обитало между нами. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин 1, 12).

 

Папа Франциск в Апостольском увещевании о призвании к святости в современном мире «Gaudete et Exultate» призывает: Не бойтесь ставить более высокие цели и позволять Богу любить и освобождать Вас. Не бойтесь позволять Святому Духу вести Вас (с. 34).

 

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского - Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове