Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Пс 118,2

Слово на 2-ое рядовое воскресенье

20.01.2019

2 РЯДОВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Год С

 

Чтение книги пророка Исаии, Ис 62, 1-5.

 

1 Не умолкну ради Сиона,

и ради Иерусалима не успокоюсь,

доколе не взойдёт, как свет, правда его,

и спасение его – как горящий светильник.

2 И увидят народы правду твою

и все цари – славу твою,

и назовут тебя новым именем,

которое нарекут уста Господа.

3 И будешь венцом славы в руке Господа

и царскою диадемою на длани Бога твоего.

4 Не будут уже называть тебя «оставленным»,

и землю твою не будут более называть «пустынею»,

но будут называть тебя: «Моё благоволение к нему»,

а землю твою «замужнею»,

ибо Господь благоволит к тебе,

и земля твоя сочетается.

5 Как юноша сочетается с девою,

так сочетаются с тобою сыновья твои;

и как жених радуется о невесте,

так будет радоваться о тебе Бог твой.

 

Пс 96

Припев: В народах возвещайте все дела Господни.

 

1 Воспойте Господу песнь новую; 

  воспойте Господу, вся земля. *

2 Пойте Господу, благословляйте имя Его.

 

  Благовествуйте со дня на день спасение Его. 

3 Возвещайте в народах славу Его, *

  во всех племенах чудеса Его.

 

7 Воздайте Господу, племена народов, 

  воздайте Господу славу и честь. *

8 Воздайте Господу славу имени Его.

 

9 Поклонитесь Господу во благолепии святыни. *

  Трепещи пред лицом Его, вся земля!

10Скажите народам: Господь царствует! *

  Он будет судить народы по правде.

 

Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам, 1 Кор 12, 4-11.

 

4 Дары различны, но Дух один и тот же; 5 и служения различны, а Господь один и тот же; 6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. 7 Но каждому даётся проявление Духа на пользу: 8 одному даётся Духом слово мудрости; другому слово знания, тем же Духом; 9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; 10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. 11 Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

 

Аллилуйя.

Бог призвал нас благовествованием,*

для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.

Аллилуйя.

 

Чтение святого Евангелия от Иоанна, Ин 2, 1-12.

 

В то время:

1 Был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак. 3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. 4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. 5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. 6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или три меры. 7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их доверху. 8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. 9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино; знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха 10 и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. 11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

12 После сего пришёл Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.

 

Свадьба – это время особой радости. В сегодняшнем Слове мы дважды слышим о свадьбе. Уже Исаия предвещает, что Иерусалим вступит в брак со своим Строителем (62,5). Мотив бракосочетания Бога со своим народом иллюстрирует невообразимую любовь Господа к людям, которые часто проявляют свою беззаботность и неверие в Божье откровение.

 

Брак в Кане Галилейской – это начало знамений, которые Иисус совершил для своих учеников, чтобы они поверили в Него. На этой свадьбе присутствует не только реальная молодая пара, но также и Иисус как Жених, и Невеста, то есть Церковь. Вино в Библии является символом радости. Если не хватило вина для гостей, то это значит, что не было настоящей радости, которая является плодом Святого Духа, а не результатом пьянства. Там, где не хватает радости, появляются грусть, безнадежность, отчаяние. Бог не желает, чтобы Его народ погрузился в печаль, поэтому Иисус претворяет воду в вино, мера которого в Кане оказалась в изобилии: более 600 литров.

 

Почему на свадьбе закончилось вино? Как такое могло случиться? Недостаток предусмотрительности, дальновидности, заботы о других людях – все это может быть правильным ответом. Однако человек не все предвидит. Он не может обеспечить себе и другим вечного счастья на земле.

 

В драме Станислава Выспянского «Свадьба» Вернигора говорит Хозяину: «Хаты, жниво золотое, сердце тоже золотое, и живете здесь в покое…». Пока человек молод и неопытен, у него есть чувство контроля над своей собственной реальностью. Также может быть и в пространстве веры. Только испытанная вера, перенесенные несправедливости и страдания вырабатывают в человеке выносливость и зрелость. Святой Павел скажет: «хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда» (Рим 5,3–4).

 

Зрелая вера предполагает активное участие учеников Иисуса в жизни Церкви, что выражается в служении дарами и харизмами, а все это дает Дух для общего блага (1 Кор. 12: 7). Сотрудничество различных даров можно увидеть во всех действиях, которые совершались в Кане. Главную роль сыграли слуги, которые должны были много потрудиться, наливая такое количество воды в водоносы. В принципе, они могли подумать, что глупо наливать воду в такой момент свадьбы, и, кроме того, еще и нести ее, чтобы распорядитель пира попробовал ее. Последний, в свою очередь, оценил напиток и, как сомелье (сегодняшний эксперт по винам), дал о нем хороший отзыв. И в этот момент мы можем подумать о людях, которые выполняют разные функции в церкви: служения, а также функции руководства и управления. Это те, кто несет ответственность за принятие решений или оценку событий. Необходимо сотрудничество всех харизм, чтобы дело Иисуса Христа было явлено миру. Все, однако, действуют по распоряжениям Иисуса. Он говорил, что делать во время чудесного претворения. Слушание Господа – чрезвычайно важное дело. Тот, кто слушает и действует согласно воле Божьей, участвует в чуде.

 

Слуги знали, откуда взялось вино. Они лично участвовали в этом событии. Тот, кто близок к Иисусу, кто служит Ему, может многое рассказать о Его действиях. Но это еще не все, потому что Иисус сказал ученикам: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что́ делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин 15,15). Участие в чуде это еще не все. Только дружба с Господом позволяет глубоко осознать Его тайну. Все, как ученики, приглашены к дружбе с Женихом. Это особое приглашение принять участие в Его славе.

 

Кажется, что Мария, всегда заботившаяся о Церкви, ускорила откровение Иисуса своим вмешательством. Она первая заметила недостаток вина и подготовила слуг к выполнению заданий, которые она могла ожидать. Роль Марии, этого уникального члена Церкви, убеждает нас в том, что она сопровождает нас своей молитвой и ходатайством, помогает нам в повиновении слову Иисуса.

 

Не будем бояться того, что Господь не знает наших проблем, наших скорбей. Он желает дать нам радость, изменить нашу реальность, но не сделает это без нас, без нашего участия. Итак, можем ли мы сделать все, что Он нам скажет?

Дай нам, Господи, искреннюю и крепкую веру!

Дай нам тихие и скромные деяния!

Дай нам золотой урожай, золотое сердце!

 

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского - Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове