Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Пс 102,2

Крещение Господне

12.01.2019

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Год С

 

Чтение книги пророка Исаии, Ис 42, 1-4. 6-7.

 

Так говорит Господь:

1 Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку,

избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя.

Положу дух Мой на Него,

и возвестит народам суд.

2 Не возопиет и не возвысит голоса Своего,

и не даст услышать его на улицах.

3 Трости надломленной не переломит,

и льна курящегося не угасит;

будет производить суд по истине.

4 Не ослабеет и не изнеможет,

доколе на земле не утвердит суда,

и на закон Его будут уповать острова.

6 Я, Господь, призвал Тебя в правду,

и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя,

и поставлю Тебя в завет для народа,

во свет для язычников,

7 чтобы открыть глаза слепых,

чтобы узников вывести из заключения

и сидящих во тьме – из темницы.

 

Пс 29

Припев: Бог благословляет миром Свой народ.

 

1 Воздайте Господу, сыны Божии.*

2 Воздайте Господу славу имени Его,

поклонитесь Господу*

в благолепном святилище Его.

 

3 Глас Господень над водами,*

Господь над водами многими.

4 Глас Господа силен;*

глас Господа величествен.

 

3 Бог славы возгремел,*

9 и во храме Его всё возвещает о Его славе.

10 Господь восседал над потопом,*

и будет восседать Господь царём вовек.

 

 

Чтение Деяний святых Апостолов, Деян 10, 34-38.

 

В те дни:

34 Пётр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен; 35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. 36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. 37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: 38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом; потому что Бог был с Ним.

 

Аллилуйя.

Разверзлись небеса, и исшёл глас Отца:

Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.

Аллилуйя.

 

+Чтение святого Евангелия от Луки,  Лк 3, 15-16. 21-22.

 

В то время:

15 Когда народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, – 16  Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

21 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, 22 и Дух Святой нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

 

Сегодня в Литургии Церкви мы празднуем Крещение Господне. Вспоминаем момент, когда Христос как Сын Божий, не имеющий никакого греха, стал посреди грешников, чтобы принять от Иоанна Крестителя крещение обращения в Иордане. Он не нуждался в крещении, поскольку был Святым, но сделал это, чтобы показать нам, что Он солидарен с людьми. Иисус стоит среди людей как брат среди братьев, потому что Он «БОГ С НАМИ», Бог, ставший человеком не для того, чтобы осудить, но спасти все человечество. Этот жест солидарности также является выражением Его желания во всем принадлежать Богу и зависеть только от Него. В конечном счете, Он также становится для нас образцом и примером для подражания.

 

Когда израильтяне приходили к Иоанну Крестителю, чтобы принять крещение обращения, это означало, что они желают всю свою жизнь отдать Богу и Его суду, а также с этого момента жаждут исполнять только Его волю. Иисус, решая принять крещение от Иоанна, выражает то же самое желание. Он не нуждается в обращении, потому что у него не было грехов, но желает открыть Себя миру, как Тот, кто соглашается с волей Отца и хочет исполнить ее. Это его сознательный, добровольный выбор, решение, которому Он останется верным до конца, до последнего вздоха на кресте, когда произнесет: «совершилось», и испустит дух. Свидетелями этого являются не только его братья, стоящие на берегу Иордана, но, прежде всего, сам Бог, который подкрепляет решение Иисуса словами: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!». Тем самым Он подтверждает сыновство Иисуса, а также Его призвание и миссию, которая заключалась в спасении всех людей. Иисус выполнил свою миссию, отдав жизнь на кресте за каждого из нас, чтобы освободить нас от рабства греха и смерти. Своим воскресением Он открыл нам небеса и дал надежду на вечную жизнь в своем царстве. Сегодня мы можем наслаждаться плодами Его смерти и воскресения благодаря нашему крещению, через которое мы были соединены с Ним в них. Помним ли мы об этом в нашей повседневной жизни и живем ли мы сознательно в благодати крещения? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала вспомнить, что такое крещение и каковы его последствия для жизни веры.

 

Крещение – это фундаментальное событие в жизни веры, определенное начало, перелом, имеющий свое продолжение. Это событие – не обычный исторический факт из христианской жизни, а опыт, который необходимо развивать и углублять. Он инициирует путь следования за Христом в тайне Его смерти и воскресения, который свое продолжение и реализацию получает в повседневной жизни (см. Кол 3, 1Кор 15,31, 2Кор 4,16, Гал 2,14). Последствия же, которые он оставляет, свидетельствуют о его огромной важности для духовной жизни. Среди них мы выделяем, во-первых, возможность участвовать уже здесь, на земле, в плодах спасения, совершенного Христом. Христианин, погруженный в Его смерть и погребенный вместе с Господом, воскресает к новой жизни, которая является залогом вечной жизни. Будучи наследником Бога и сонаследником Христа (ср. Рим 8,17), он с надеждой ожидает пришествия Господа во славе, когда Бог будет всем во всём (см. 1Кор 15,28).

 

Принимая крещение, человек также получает от Бога дар Его Духа, который делает его способным начать новую жизнь. Благодаря Святому Духу он переживает перемены и новизну жизни и уподобляется Господу (см. Гал 6,9; 1Кор 15,45).

 

Кроме того, результатом крещения является прощение грехов. Человек подвержен злу и греху, которые в этом мире демонстрируют свою силу. «Потому что все согрешили и лишены славы Божией», – пишет святой Павел в Послании к Римлянам (Рим 3,23). Однако благодаря крещению человек был освобожден от их господства и подвергся действию Святого Духа. Это налагает на него обязанность избегать грехов и вести образ жизни в соответствии с христианским призванием. Как воскресший Христос живет для Бога, так и те, кто благодаря крещению были соединены с Ним в смерти и воскресении, живут как Он.

 

Крещение приносит человеку также дар новой жизни и включает его в общину Церкви. Все крещенные созидают Тело Христово – Церковь (см. 1 Кор 12,12–13), и становятся детьми Божьими (см. Рим 8,16). Мы также становимся храмом Святого Духа (см. 1Кор 6,19), получаем титул сына Божьего (Гал 4,5 и сл.), брата и сонаследника Христа (см. Рим 8,2.9.17.30; Еф 2,6).

 

Если же мы были крещены во имя Святой Троицы, то все, что было упомянуто выше, – это наш удел здесь и сейчас, каждый день и во все времена. Но это также дар, который нас обязывает. Благодаря Иисусу мы не только обрели спасение, но также и пример жизни, который является для нас образцом. Он уподобился нам во всем, кроме греха, чтобы мы могли уподобиться Ему. Мы должны стать такими, как Он: смиренными и послушными Богу–Отцу, милосердными и солидарными с братьями. И тогда Сам Бог даст о нас свидетельство: Ты сын мой возлюбленный (дочь моя возлюбленная); в Тебе Мое благоволение.

 

Благодарные Богу за дар нашего крещения, просим Его о благодати, чтобы мы, ведомые силой Святого Духа, жили как дети и наследники Бога и Христа, свидетельствуя о нашей вере.

 

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского - Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове