Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Вы соль земли. Мф 5,13

Торжество БОГОЯВЛЕНИЯ

05.01.2019

БОГОЯВЛЕНИЕ

Год С

 

Чтение книги пророка Исаии, Ис 60, 1-6.

 

1 Восстань, светись, Иерусалим,

ибо пришел свет твой,

и слава Господня взошла над тобою.

2 Ибо вот, тьма покроет землю,

и мрак – народы;

а над тобою воссияет Господь,

и слава Его явится над тобою.

3 И придут народы к свету твоему,

и цари – к восходящему над тобою сиянию.

4 Возведи очи твои

и посмотри вокруг:

все они собираются,

идут к тебе;

сыновья твои издалека идут

и дочерей твоих на руках несут.

5 Тогда увидишь,

и возрадуешься,

и затрепещет и расширится сердце твое,

потому что богатство моря обратится к тебе,

достояние народов придет к тебе.

6 Множество верблюдов покроет тебя

дромадеры из Мадиама и Ефы;

все они из Савы придут,

принесут золото и ладан

и возвестят славу Господа.

 

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 72

Припев: Богу поклонитесь, все народы мира.

 

1 Боже! даруй царю Твой суд*

и сыну царя Твою правду,

2 да судит праведно людей Твоих*

и нищих Твоих на суде.

 

7 Во дни его процветёт праведник,*

и будет обилие мира, доколе не престанет луна.

8 Он будет обладать от моря до моря*

и от реки до концов земли.

 

10 Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань;*

цари Аравии и Савы принесут дары.

11 И поклонятся ему все цари;*

все народы будут служить ему.

 

12 Ибо он избавит нищего, вопиющего,*

и угнетённого, у которого нет помощника.

Будет милосерд к нищему и убогому,*

и души убогих спасёт.

 

 

Чтение Послания святого Апостола Павла к Ефесянам, Еф 3, 2-3a. 5-6.

 

Братья:

2 Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, 3 потому что мне через откровение возвещена тайна, 5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, 6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования.

 

Аллилуйя.

Мы видели звезду Его на востоке*

и пришли поклониться Ему.

Аллилуйя.


+Чтение святого Евангелия от Матфея, Мф 2, 1-12.

 

1 Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: 2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. 3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. 4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? 5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:

6 «и ты, Вифлеем, земля Иудина,

ничем не меньше воеводств Иудиных,

ибо из тебя произойдет Вождь,

Который упасет народ Мой, Израиля».

7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды 8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. 9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. 10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. 12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

 

О сегодняшнем торжестве обычно говорят: Праздник Трех Царей. Оно гораздо старше, чем Рождество, и ознаменовывает вхождение языческих народов в Церковь. Основанием для появления мудрецов в благочестии и католических традициях как царей было пророчество из Книги пророка Исаии: Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию (Ис 60,1–3).

 

Кем же на самом деле были эти трое? Сегодняшнее Евангелие от святого Матфея говорит о них как о волхвах. Греческое слово magos означает не только персидского мудреца и священника, имеющего познания в астрологии и толковании сновидений, в эзотерических учениях, но также ученого, философа. Они принадлежали к группе людей, хорошо известной в языческой литературе. Оказывали большое влияние на политическую, религиозную и общественную жизнь, возможно даже принадлежали к отдельной касте. Они прибыли из Персии, Мидии и Вавилона. Были языческими учеными, священниками, которые благодаря естественному откровению, свету и усилиям своего разума, взялись за поиски истины. Эти изыскания привели их к открытию, что в земле Израильской должен родиться уникальный Царь. На это указывала необычная звезда, которая в восточной традиции всегда означала рождение кого-то важного и великого! Семит же не интересовался механизмами и природой каких-либо явлений. Его интересовала значимость, на примере мудрецов, значение звезды, которая сияла ярче других.

 

Во времена Христа мидраш (мидраш – изучение, толкование; метод и литературный жанр еврейского толкования Писаний), таргум (таргум – перефразированные переводы Ветхого Завета на арамейский) или тексты из Кумрана, многократно говорили о Мессии, ссылаясь на текст из Книги Чисел: Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля (Числ 24,17). Это знаменитое пророчество, процитированное Валаамом, о славном будущем Израиля. Данное звучание еврейского текста было изменено в Септуагинте, греческой версии Ветхого Завета, где вместо: восстает жезл от Израиля, мы читаем: восстает человек из Израиля. Поэтому толкования этого текста касались человека, царя, Мессии. В звезде, ведущих мудрецов в Вифлеем, можно увидеть знак исполнения пророчества Валаама и, следовательно, рождения Мессии, Царя Израильского. Следует отметить, что Валаам пришел «от гор восточных» (Числ 23,7), а волхвы также пришли с «востока». И еще одна интересная вещь, в пророчестве Валаама в Числ 24,7 мы читаем: польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды. В то время как Септуагинта излагает этот отрывок иначе: выйдет человек из семени его и овладеет народами многими. Поэтому Мессия будет царем, который родится в Израиле, и будет царствовать не только над Израилем, но и над всеми народами! Сегодняшнее Евангелие приносит благую весть о том, что новорожденный Иисус – это Мессия, который исполняет предсказания и пророчества и который будет правителем всех народов мира. Таким образом, исполняются все пророчества, данные Аврааму (Быт 12,3; 22,18) и Давиду (2 Цар 7).

 

В диалоге, который мы слышим в сегодняшнем Евангелии, мудрецы спрашивают: где родившийся Царь Иудейский? (Мф 2,2). Вопрос «где?» выражает поиск, желание узнать истину, стремление ума и сердца. Ответ находят в Писании еврейского народа, а именно в пророчестве Михея, что Мессия должен родиться в Вифлееме (Mих 5,1).

 

Акцент, поставленный на то, что Мессия должен родиться в Вифлееме, подчеркивает сыновство Иисуса как сына Давида. Вифлеем был родным городом Давида, колыбелью его династии. Вот почему Иисус как Сын Давида должен был родиться именно в этом городе.

 

В Вифлееме они не встречают могущественного правителя со всеми знаками власти, но беззащитного ребенка, которого можно взять на руки. Поклоняясь Ему, они признают в Нем Бога и Господа всего творения. На это указывает греческий глагол proskynein, означающий глубокое поклонение, падение на лицо, поцелуй ноги или края одежды почитаемой личности. Еврейским аналогом является слово hisztahawe, означающее падение на лицо перед Богом и только перед Ним (см. Быт 22,5; Псалом 138,2). Мудрецы, которые были представителями всех языческих народов, поклоняются Иисусу и воздают Ему славу. Они преклоняются перед Эммануилом, который, как Бог, явился среди людей. В их личностях все языческие народы получают благую весть о рождении Спасителя, Господа и Мессии, о его воплощении. Таким образом, величайшая мудрость языческого мира пала на лицо перед явленной Любовью и Мудростью Бога (Мф 12,42).

 

Они приносят Ему дары: золото – символ материальных благ, имущества, богатства; ладан – желание прославлять Бога в молитве; смирну – бальзам, который лечит раны, человеческую боль и является символом страдания. Иисус, став Человеком, вошел в нашу человеческую жизнь и принял все её последствия, включая отвержение, страдания и смерть на кресте. Поэтому эти дары являются символами самого Иисуса как Царя, Бога и Человека, но также и каждого из нас, того, что мы имеем, наших молитв, возносимых к Богу и страданий, которые вписаны в человеческую судьбу.

 

После встречи и поклонения Младенцу, возвращаются в свою страну иным путем, поскольку каждый из них стал другим, новым человеком. Сияние и свет веры зажглись в их сердцах. Теперь они могут показать другим путь истины, путь к Мессии. Иисус – Истина и Высшая Мудрость, которую искали, Путь, ведущий к истине о Боге, Любовь и Жизнь, которая вечна!

 

Также как, и мудрецам, нам, которые когда-то были язычниками, была дана благодать Божьего откровения, благодати и света веры. Бог выполнил свое обещание: язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования (Еф 3,6)!

 

Евангелие от святого Матфея начинается с события Богоявления в Личности Иисуса всем народам и заканчивается посланием Церкви ко всем народам (Мф 28,16–20). Это миссия Церкви и наша миссия! Мудрецы неотступно искали и нашли Мессию, свое величайшее сокровище (см. Мф 6,21; 12,44). Мы также ревностно и решительно должны искать Его. Папа Франциск сказал, что Бог Отец любит Иисуса Христа в каждом человеке! Давайте и мы будем поступать также! Обретая Его в каждом, будем давать свидетельство веры в нашей повседневной, обычной жизни, не стыдясь Иисуса и Евангелия!

 

На этом пути нас всегда ведет уникальная Звезда – Слово Божье, которое подобно лампе освещает каждый шаг веры, надежды и любви (Псалом 119,105). Иисус говорит о себе: Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя (Откр 22,16).

 

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского - Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове