Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Мф 5,3

Cлово на I-е Воскресенье Адвента

01.12.2018

I Воскресенье Адвента

 

Первое чтение:  Иер 33, 14–16

 

Вот, наступят дни, говорит Господь, когда Я выполню то доброе слово, которое изрек о доме Израилевом и о доме Иудином. В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. В те дни Иуда будет спасен и Иерусалим будет жить безопасно, и нарекут имя Ему: "Господь оправдание наше!"

 

 

 

Второе чтение: 1 Фес 3,12 - 4,2

 

Братья: Вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь. За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали, ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.

 

 

 

Евангелие: Лк 21, 25-28. 34–36

 

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: И будут знамения в солнце и луне и звёздах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится. Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную; ибо силы небесные поколеблются. И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнёт это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. Ибо он, как сеть, найдёт на всех живущих по всему лицу земному. Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого..

 


Проповедь

Иисус особо подчёркивает необходимость бодрствования: «Чтобы, придя внезапно, не нашёл вас спящими». Но чего Он ждёт от нас? Чтобы мы жили в состоянии готовности № 1? Чтоб были привратниками, не имеющими права поспать?

 

Ведь в этой притче привратник должен бдеть «вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру». Во времена Иисуса перечисление четырёх часов римской стражи было способом сказать: «Всю ночь». Иисусу что, нужны наши ночи? Днём мы можем жить спокойно, а с приходом ночи должны приниматься ждать – до самого утра! Чего? Своей смерти? Конца света? Пришествия Христа во славе? (Иисус говорил ученикам о Своём пришествии).

 

Всего этого мы должны ожидать в соответствии со значением литургического периода, в который сегодня вступаем: Адвент, время поклонения Христу, приходящему в нашу жизнь и в наш мир, от Его первого пришествия в ночь Рождества до окончательного славного пришествия в конце времён. Адвент – это литания времён: Иисус пришёл, Иисус придёт снова, Иисус приходит.

 

Приходит сию минуту, туда, где я сейчас нахожусь, к тому, чем я сейчас занят – в той мере, в какой моё сердце способно распознавать Его способы приходить. Христианин постоянно «стоит на часах», ожидая, что Господь придёт лично к нему, но также внимателен ко знакам времени и к тому, как мир движется к великому дню Пришествия; остаётся человеком, который всегда наготове.

– Даже ночью?

– Хорошо, вернёмся к этой ночи.

 

В Священном Писании ночь – это символ земного мира, в противоположность миру грядущему, который будет миром света. Слова о том, что мы должны бодрствовать ночью означают, что всё наше существование здесь, на земле, проходит как бы в ночи.

 

– Но ведь в Рождество мы услышим эти прекрасные слова из Книги Исайи: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий»?

– Это так, Иисус – свет для нас, Он пришёл, дабы мы жили во свете. «Кто последует за Мною, – говорил Он, – тот не будет ходить во тьме» (Ин 8, 12). Эта фраза – одно из прекраснейших и сильнейших выражений в Евангелии: Иисус вырывает нас из ночи. Но только, если мы за Ним идём! И как раз поэтому спать нам нельзя.

 

Мы спим (в духовном смысле), когда постепенно утрачиваем наши христианские порывы. Прекрасно видим, что следовало бы вмешаться здесь, не дать себя втянуть там, но позволяем манипулировать собой, поддаёмся мимолётным взглядам, досужим разговорам, настроениям. Говорим себе: «Люди молятся всё меньше, ну и я не буду». Но не пытаемся что-то с этим поделать. Думаем: «Я должен активнее участвовать в жизни своего прихода». Или: «Я становлюсь эгоистом… вечно спорю…». Но так и не возникает сколько-нибудь серьёзного желания изменить это. Понемногу свет Евангелия меркнет, гаснет, и мы живём во мраке, «как все», как будто Христос никогда не приходил.

 

Как будто Он не приходит всё время! Призыв любить, помогать, бороться за справедливость – это Он. Желание обновить свою веру и полнее ею жить, щедро ею делиться – это Он. Он один может дать нам силы перенести болезнь, Он один может сделать нашу старость «жизнью на подъёме». Каждый Его приход есть дар жизни. Именно поэтому Он так настаивает: «Бодрствуйте. Не спите, жизнь у вас только одна».


о. Андре Сэв