Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Мф 5,3

Слово на 30-е рядовое воскресенье

27.10.2018

Братья и сестры,

Сегодня литургические чтения говорят нам о божественном призыве, направленном к людям. Бог зовет нас, как обычно родители зовут детей. Бывает, что отец зовет своего сына, чтобы дать ему какие-то указания. Иной раз зовет своих детей, чтобы самому выполнить их ожидания по отношении к ним. И еще бывает, что отец зовет детей, которых только что наказал, чтобы сказать им слова прощения и утешить их после горечи наказания. Все сии темы можем найти в сегодняшних чтениях.

 

1. Утешение после наказания

Первое чтение (Иер 31,7-9)- это пророчество, касающееся событий, которые должны вскоре наступить. Иеремия утешает изгнанных соотечественников, говоря им, что он уже видит радостный день их возвращения из рабства. Посланное Богом наказание за грехи оказалось тяжким, но справедливым, никто этого не отрицает. Рабство - это страшный урок и тяжкое испытание. Также из наших соотечественников многие знают тяжесть его по собственному опыту. Но пророк уверяет нас, что плач превратится в радость.

        

Обратите внимание на то, что страшное наказание было справедливым и адекватным. Это было наказание за неверие Богу. Но даже так великий грех как неверие, то есть - измена, Бог наказывает не отменяя Завета, не отвергая навсегда своего народа и, что самое главное, оставляя надежду утешения.

 

И хоть был сей день днем скорби, которой видимым знаком был туман пыли за изгнанными из отчизны иудеями, то Господь уже предсказывал и видел туман пыли, поднятой стопами тех, кого Он позовет вернуться назад, на Родину.

 

Похоже происходит и с грешниками. Не обольщайтесь, нет греха, который не был бы справедливо наказан. Бог - Справедливый Судья. За добро награждает и наказывает за зло. Многие из нас ежедневно чувствуют руку гнева Его. Но Он никогда не оставляет нас без надежды и утешения. Если искренне и с сожалением исповедаешь грехи свои, тогда, после епитимьи, мы получаем утешение, а надежда никогда не будет отнята у нас.

 

К сожалению люди часто оказываются тщедушными. Испытывая наказание  - бунтуются против Бога, и отвергают Его. Кто наказание не принимает, тот не принимает заодно и утешения. Это неотделимые друг от друга реальности. Умеем получать благо из руки Господней, но боли и страдания принимать не умеем и не хотим. Получив жизнь из руки Бога, мы создаем впечатление, что хотим забыть про смерть... Какой смешной парадокс! Разве можно забыть, что каждая тень показывает одновременно на свет, а каждый свет заставляет предметы откладывать тень? Однако в отношениях с Богом мы часто забываем, что о них думает сам Бог: "Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнутся; ибо Я - отец Израилю, и Ефрем - первенец Мой".

 

2. Бог призывает, чтобы дать задание

Второе чтение (Евр 5,1-6) говорит о призвании, которое Бог направляет к избранным своим, чтобы их назначить для особых заданий. И как в случае принятия утешения после наказания, так и сейчас, человек сохраняет полную свободу выбора. Услышав призвание он может его принять, или отвергнуть, по своему желанию. Чего не может сделать человек - это назначить самого себя на роль избранника Бога. Люди выбирают людей для выполнения людских задач, а на роль священника сами себя не выбирают, как говорит автор Послания Евреям: "И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон".

 

Разве легко узнать свое призвание? Человек редко физически может услышать этот зов, как это было с юным Самуилом в Храме Господнем! Иногда трудно решить кого Бог позвал, а кого нет. Часто бывает и так, что свои амбиции, или желания родственников, человек воспринимает как волю Бога, как Его призвание. Однако, кажется, что лучше ошибиться, чем остаться глухим на истинное призвание Господне. Всегда есть время исправить такую ошибку, если только гордыня нас не ослепит...

 

Думаю, что можно проверить происхождение того гласа, который зовет нас внутри и определить, действительно ли это глас Господа или нет. Если все, что связанно с этим голосом, направляет твои мысли к тебе самому и твоему отношению к миру, тогда ты ошибаешься. Это не Господь тебя зовет, это голос твоих собственных ожиданий. Если, однако, мысли твои направляются исключительно к Богу и исполнении его воли, тогда нечего прятаться... Бог и так найдет тебя своим голосом, он же по имени тебя знает... Помни, однако, что человек, который не ответит на призвание Бога, ведет себя как люди из евангельской притчи, которых хозяин пригласил на пир...

        

Выполнение воли Бога вовсе не является рабством. Выполняя волю Господнюю человек достигает своего личного совершенства. С кем поведешься..., как говорит народная мудрость. Когда находишься в близких отношениях с Богом, выполняя Его волю, уподобляешься Ему. Все четче делается в тебе образ Божий. Справедливость твоя светит, чтобы люди видели добрые дела твои и прославили Отца твоего Небесного.

 

3. Загадай желание...

Чтение святого Евангелия от Марка, Мк 10,46-52.

В то время: Когда выходил Иисус из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он ещё более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовёт тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришёл к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошёл за Иисусом по дороге.


Во многих местах в Евангелии найдем слова, призывающие к искренней молитве. Однако, многие люди считают, что Бог на молитвы не отвечает. Необходимо в таком случае спросить, хорошо ли они молятся? Святой Иаков в своем Послании говорит: "Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений" (Иак 4:3)

 

Плохо молимся... Но, как тогда молиться хорошо? Кто нас научит? Несколько лет тому назад я встретил греко-католического монаха, который сказал мне:

"В сущности, лишь об одной молитве моей я могу сказать, что Бог всегда ее услышит".

"И что же это за молитва?" - спросил я.
"Когда из глубины души кричу: Господи Помилуй!" - ответил умный монах.

 

Наша молитва должна быть не только искренней, но прежде всего должна быть достойной и логичной. Представьте себе военное время. Мама какого-то Ганса молится Богу, чтобы Он сохранил ее сына. В то же самое время, в разных точках мира, происходят еще два события: мама какого-то Ивана молит Бога, чтобы Он сохранил ее сына... Но в то же мгновение, Ганс и Иван, взяв хорошо на цель, одновременно спускают курок... Которого из них должен сохранить Господь? Чья жизнь будет Ему дороже? Молитва должна быть достойной..., а война всегда страшная.

 

Молитва должна быть справедливой. Как считаете, выслушает ли Бог человека, который просит Господа отомстить его соседу? Ведь в таком случае Бог был бы орудием наших личных разборок. Делал бы нашу, а не свою справедливость!

        

Посмотрите на Вартимея - слепого из сегодняшнего Евангелия. Он попросил сделать ему то, что с человеческой точки зрения было невозможно, но это было ДОСТОЙНО И СПРАВЕДЛИВО. Поэтому Иисус остановился на пути и спросил его: "чего ты хочешь от Меня?"

 

Вартимей имел еще одно, редко встречаемое качество - огромную веру. Он не только жаловался Богу на ухо, не ожидая никакого эффекта. Вартимей верил и по вере своей получил.

        

Бог выполняет наши желания, если они действительно во благо нам. В таком случае Бог зовет нас, как Иисус Вартимея. Если будешь молиться достойно и справедливо, тогда услышишь те же слова, что евангельский слепой: "не бойся, вставай, зовет тебя".

 

Бог призывает нас для разных целей. Всегда можем притворяться, что мы Его не слышали. Кто не отвечает на Его зов, тот не получает утешения. Да будет всем нам по нашей вере. Аминь.


ММК

katolik.ru