Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Вы соль земли. Мф 5,13

Слово на 24-е рядовое воскресенье

15.09.2018

Чтение святого Евангелия от Марка, Мк 8, 27-35

 

В то время: И пошёл Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Пётр сказал Ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нём. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Пётр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её.


“За кого почитают Меня люди?” - это наверняка самый поразительный вопрос во всей Библии. Ответ наших современников, должно быть, похож на ответ учеников. Кто такой Иисус для человека с улицы? Миф? Пророк - один из многих? Герой эллинистический эпохи? Учитель мудрости? Зилот-революционер? Или, как у Ренана, “галилейский мечтатель”?.. Но этот вопрос прежде всего обращен к каждому из нас лично: “Для тебя - кто Я?”. Кто Иисус для нас? Мы можем повторить ответ апостола Петра: “Ты - Мессия”. Мы можем дать ответы, выученные по катехизису: да, Иисусе, Ты есть Сын Божий, Спаситель, воплощенное Слово, вторая ипостась Троицы! Но этих ответов недостаточно. Ни Петрова, ни катехизисного. Недостаточно сказать ни то, что Иисус есть Христос, ни даже то, что Он - Бог; надо еще понять, что же это значит для Самого Иисуса и для нас.

 

Для Иисуса ответ на этот вопрос означает не “путь величия”, а крестные страсти. Первое чтение из Исаии, известное как “пророчество об Отроке Господнем”, представляет Мессию не как торжествующего царя, но как служителя, жертвенно принимающего людское насилие. Помазанник Божий - Тот, Кто “не воспротивился, не отступил назад”, Кто лица Своего “не закрывал от поруганий и оплевания”. Чтобы победить насилие, мы должны согласиться стать жертвами. Вот что было неприемлемо для Петра, ждавшего Мессию во славе, избавителя Израиля. Вот что так трудно понять также и нам.

 

Трудно потому, что исповедать нашу веру в страждущего Мессию - значит принять последствия этого. Если мы следуем за Христом, мы должны вступить, как Он, на путь смирения. “Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” - о чём Он говорит? Отвергнуться себя самого - это отказаться ставить себя в центр своих интересов; отказаться быть хозяином положения; отказаться быть всегда правым. Взять свой крест, как наставляет нас св. апостол Иаков в сегодняшнем втором чтении, значит: объединиться со скорбящими, положить жизнь свою за братьев. “Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?” Следовать за Христом - значит, потерять свою жизнь, то есть действовать согласно парадоксальной формуле, которой нас сегодня учит Господь: “Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её”.

 

Братья и сестры, это - дорога, пройденная тысячами святых, и именно здесь, в России. Лишь несколько десятилетий тому назад, в годы гонений, христиане оказывались готовы всё потерять, лишиться всего: благополучия, безопасности, семьи, будущего; жизни, наконец. Они шли на это не по любви к страданиям, а ради свидетельства бесконечной любви Христовой и ради того, чтобы отдать себя за других. Благодаря верующим, которые пожертвовали всем, мы теперь можем собираться в нашем храме. Да последуем же мы их примеру. Если Иисус - воистину Мессия, мы должны не просто говорить это, но следовать за Ним и радостно отдавать свои жизни друг за друга. Аминь.


Иакинф Дестивель ОР