Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения. Пс 118,165

Слово на 23-е рядовое воскресенье

08.09.2018

Чтение святого Евангелия от Марка, Мк 7, 31-37

 

В то время: Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошёл к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого, косноязычного, и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему, и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул, и сказал ему: «еффафа», то есть: «отверзись». И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому. Но, сколько Он ни запрещал им, они ещё более разглашали. И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает: и глухих делает слышащими, и немых — говорящими.


В сегодняшнем отрывке Евангелия Христос произносит удивительное слово: «еффафа». Это арамейское слово. Только три раза в Евангелиях, написанных на греческом языке, находим арамейские слова. Евангелисты оставили эти слова написанными на их родном языке, на котором говорил и Христос, не случайно. Они хотели подчеркнуть их важность. Что касается «еффафа», это особенно интересно: Христос произносит это слово человеку, который не мог слышать, потому что был глухой, к тому же, если бы он и слышал, то не смог бы его понять, потому что в той местности говорили на греческом языке. Значит евангелист, используя это слово, хочет что-то сказать нам.

 

«Еффафа» означает «отверзись». Произнося это слово, Христос хочет прежде всего исцелить отношения этого человека с Богом. Косноязычному человеку было трудно общаться с Богом, ведь в то время было принято молиться вслух. И мы, братья и сестры, нуждаемся в исцелении, чтобы мы могли говорить с Богом и слушать Его слово. В Литургии Часов первые слова, которые мы произносим каждое утро: «Господи, отверзи уста мои. И уста мои возвестят хвалу Твою». Только Бог может сделать нас способными говорить о Нем и с Ним. Поэтому священник во время обряда крещения, подобно Христу, прикасается к ушам и устам крещаемого и говорит: «Отверзись, чтобы ты внимал слову Божию и исповедовал веру ко спасению людей и во славу Бога».

Исцеляя глухого косноязычного, Христос хочет исцелить также его отношения с людьми. Косноязычный человек не может полноценно общаться с людьми. А 

 

Христос как будто творит его заново. «Всё хорошо делает», – говорят о Нем люди. Это напоминает нам слова из книги Бытия, когда Бог сотворил человека: «И вот, хорошо весьма» (Быт 1, 31). Когда Господь исцеляет нас, Он исцеляет наши отношения с людьми, этим Он как бы вновь нас творит, ибо мы не можем существовать без общения. Евангелист подчеркивает, что «отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто». Это важно и для нас: когда Господь нас исцеляет, Он делает нас способными слушать наших ближних и говорить чисто, то есть не просто говорить, но говорить таким образом, чтобы наши слова действительно помогали нам быть в общении друг с другом. 

 

Евангелист Марк подчеркивает важность жеста Христа, используя слово «еффафа», еще и по другой причине. Вспомним, что эти события происходят в «пределах Десятиградия», где живут язычники. В течение своей земной жизни Христос постоянно разрушает границы: между тем, что чисто и нечисто, между язычниками и избранным народом, между праведниками и грешниками. Он преодолевает все разделения между людьми разных рас, народностей, культур, цивилизаций, в которых люди имеют обыкновение замыкаться. Новизна христианства – в его безграничной открытости. Как говорит апостол Павел: «Нет ни Еллина, ни Иудея… варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3, 11).  Мы также постоянно рискуем замкнуться в нашем кругу, в нашей традиции, а еще хуже – в наших представлениях и предрассудках. Но самая большая опасность – замкнуться в собственных страхах. Поэтому к нам обращены сегодня слова пророка Исайи, как мы слышали в первом чтении: «Будьте тверды, не бойтесь… Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис 35, 4-6). Да, братья и сестры, мы нуждаемся в исцелении, чтобы быть способными преодолеть наши страхи, разделения, границы, стены, в которых мы замыкаемся, которые мешают нам быть едино во Христе Иисусе и жить как братья.

 

Пусть Господь сегодня отверзет наши уши и уста, чтобы мы могли Его прославлять и исповедовать. Пусть Он отверзет наши сердца, чтобы мы могли пребывать в общении друг с другом во Христе Иисусе, живущем и царствующем во веки веков. Аминь.     


Иакинф Дестивель ОР