Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Не судите, да не судимы будете. Мф 7,1

Слово на 22-е рядовое воскресенье

01.09.2018

Чтение святого Евангелия от Марка, Мк 7, 1-8а. 14-15. 21-23


В то время: Собрались к Иисусу фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима. И, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: «люди сии чтут Меня устами; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого. И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все, и разумейте. Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.


Очень резкие слова направляет Иисус к фарисеям и книжникам. Обращается к ним потому, что на место Закона Божьего поместили свои, чисто человеческие правила, касающиеся мелких и мало важных – с Божественной точки зрения – вопросов, как чистота ритуальная или кошерность еды.

 

Отсюда, цитируя пророка Исаию из Ветхого Завета (как видно, это была проблема, тянувшаяся веками...), говорит им, что чтут Его только устами, но сердце их далеко от Него. Но чтут Его напрасно.

 

Это очень сильное обвинение и сильные предупреждение, что, если и дальше будут следовать этому пути, то разминутся с волей Бога.

 

Здесь можно задать себе вопрос, на сколько мы сегодня соблюдаем Божий Закон Его Евангелия, а на сколько мы заблудились в десятках различных норм, законов, распоряжений, постановлений, указов ... далеких от закона Божьего?

 

В традиции Избранного Народа очень сильно подчеркивали значение ритуальной чистоты, т. е. такой, которая позволяла участвовать в богослужении литургии в Иерусалимском храме. Внимание обращали в первую очередь на чистоту внешнюю, не (всегда) заботясь о чистоте сердца и мыслей.

 

И именно этот последний аспект подчеркивает Иисус: „Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека”.

 

Настоящая нечистота связана, таким образом, с плохими мыслями, которые воплощаются в плохие слова, или даже плохие поступки.

 

Таким образом, как следует из всего сегодняшнего высказывания Иисуса, Его ученик должен в первую очередь заботиться о чистоте своих мыслей. Здесь главный источник его святости или нечистоты.

 

Пусть участие в Евхаристии будет возможностью очищения сердца.

 

о. Павел Мрочек CSsR


В сегодняшнем Евангелии мы слышим разговор Христа с фарисеями и законниками. Иисус напоминает, что всякие заповеди надо всегда принимать в свете Божьего Слова и что Его Заповеди важнее мелочных иногда человеческих обычаев, предписаний. Человек, забывая об этом, иногда слишком легко и, может, не до конца осознанно, переворачивает, меняет смысл или по своему толкует Заповеди Божии. В Евангелие мы слышим тоже об очень важном послании Иисуса: только то, что выходит из сердца человека, из его внутренности, совести – делает его добрым или поступающим плохо, грешно, несправедливо. То, что из нашего сердца – часто ранит других и нас самих. Поэтому наша религиозность не должна заключатся только в соблюдении внешнего, в «чистоте чаши снаружи», а прежде всего, в неустанной заботе о сердце, о внутренней чистоте.

брат Норберт Жуклиньски CSsR