Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин.8,12

Слово на 17-е рядовое воскресенье

29.07.2018

17 рядовое воскресенье

  

Чтение святого Евангелия от Иоанна. Ин 6, 1-15

 

В то время: Пошёл Иисус на другую сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. За ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. Иисус взошёл на гору и там сидел с учениками Своими. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идёт к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак, возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, раздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворённое Иисусом, сказали: это истинно тот Пророк, Которому должно прийти в мир. Иисус же узнав, что хотят прийти, взять Его и сделать царём, опять удалился на гору один.


Братья и сестры,
Позволю себе начать очень фамильярно: сегодняшние чтения - это одни из моих самых любимых фрагментов Библии. Размножение хлеба, о котором говорит первое чтение, и потом чтение Евангелия, это такой мощный и емкий символ, что кажется невозможностью пересказать все ассоциации и мысли. Ибо хлеб - это символ единства в многообразии, это знак тяжести человеческого труда, это знак жизни, благополучия и изобилия+ Хлеб связан с богатством земли и даром хорошей погоды. В нем и солнце и вода.+ Разве не поэтому Господь именно в знаке Хлеба оставил нам Себя самого? Но самая главная идея, самое главное действие, связано с хлебом - это, по-моему, деление его, и об этом, именно, хочу сегодня с вами говорить.

1. Жизнь
В школе на грамматике научили нас, что существенные имена делятся на исчисляемые и неисчисляемые, в зависимости от того, возможно ли их посчитать по единицам или нет. Хлеб как раз один из неисчисляемых. Можно посчитать буханки, куски, килограммы, но хлеб, как вещество, не подлежит счету.+ Так говорит грамматика. Точно так же происходит со словом "жизнь". Можно сосчитать живые существа, но жизнь не поддается никакому счету. Жизнь - это, как будто, общее качество, от которого каждый живой организм получает маленький блик. 


Хлеб поддерживает жизнь, дает нам надежду прожить следующий день. Когда я делюсь хлебом с другим человеком, то я разделяю с ним, как будто, собственную жизнь, мой собственный мир: мой труд, мою радость, мою усталость и мое счастье.+ Ведь в хлебе найдешь все: запах земли, шум машин, жесткость хозяйской ладони, ласка ветра и воды, золото солнца. Когда я делю хлеб с кем-либо, то я делю с ним мою жизнь. Не то ли символизирует сухой треск облатки, которою делимся в канун рождества? И даю жизнь и обратно ее получаю, как дар, и жизнь эта не имеет изысканного запаха ни вкуса лакомств из королевского стола. Она пахнет потом и кровью, на привкус чувствуешь в ней соль и дрожжи. 


По запаху хлеба всегда тоскуешь. В каждой стране, в каждой области, даже в другом городе, хлеб другой на запах и на вкус. Так и жизнь - в каждом месте на земле по-другому течет, другая ее мелодия и ритм.

Иисус размножил хлеб и рыбы. Таким образом, Он показал нам, что Его жизнь - это отныне и наша жизнь. Мы приняли дар Его жизни, и она оказалась так обильной, что до конца ее не вкусить. Сия новая жизнь - это для нас совершенная новость. По сути дела, в новой жизни и питаться не надо, потому, что Божья жизнь никак не связана с тем, чем мы питаемся ибо "Царствие Божие не пища и не питие" (Рим 14,17). Хлеб - это символ изобилия, могущества и многообразного единства, если можно так парадоксально выразиться.

2. Вера
Одна из современных церковных песен, говорит: "делитесь верой, как хлебом". Вера - это хлеб духовной жизни. Хлеб, который приходится есть самому - горький на вкус. Когда положишь его на праздничный стол, то хлеб трудно даже заметить в изобилии яств. Но если его вдруг не хватит - сразу почувствуешь, что его нет. Так же и вера. Если поблизости нет твоих братьев по вере, то она не блестит. Однако набирает свежести, когда есть с кем поделиться ею. 

Печь хлеб лишь для одного потребителя - это бессмыслица. Так и вера, которой живут в одиночестве, кажется так же абсурдной. Именно поэтому основным качеством Церкви является ее миссионерский характер - Церковь постоянно ищет и приглашает новых гостей на вечный пир нашей веры.

Когда садимся за стол веры, тогда становимся так же анонимными, как хлеб. Разве каждый из нас все время помнит, что в мире свыше миллиарда людей - это католики? Мы не знаем их имен, но сидим вместе с ними за тем же столом веры. Однако недостаток чьей-либо веры чувствуется сразу же, как недостаток хлеба за брачным столом. Это очень важно - делиться верой. Это признак щедрости и богатства данной Церкви. Когда из какой-либо страны отправляется в мир миссионер, то он не намерен производить в мире новых граждан своей страны. Он ищет новых, потенциальных христиан. Одновременно христианство новообращенных всегда немного отличается от того, в котором собственно миссионер был воспитан. Так как хлеб в каждом месте мира сего пахнет по-другому. И каждый запомнит навсегда запах хлеба из своего детства. Но все же это один и тот же хлеб, которому другого названия не придумаешь.

3. Изобилие
Мне кажется странной близорукость свидетелей чуда Иисуса. Они удивились, что хлеба не стало меньше, а наоборот - после еды осталось еще двенадцать коробов кусков. Божественная жизнь преобильно разливается на нас, а мы не умеем даже сказать, откуда это обилие берется. Второе чтение говорит нам сегодня: "Один Господь, одна вера, одно крещение. Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех и во всех нас". Посмотрите на множество и разнообразие всех, которых объединяет один Господь, одна вера и одно крещение! Вы найдете среди них людей из каждого языка и каждого народа. Это многообразие является нашим богатством, а единство - могуществом.

Посмотрите вокруг! Даже в пределах нашего храма не найдете двух совершенно одинаковых людей. Бог открывается нам через многих людей, многообразно, через многие дарования и таланты. Каждый из нас по-другому о Нем говорит и по-другому славит. Но все же - это один и тот же Господь Бог, "Который над всеми, и через всех и во всех нас".

Существует ли какой-то язык, имею в виду ОДИН язык, которым возможно описать Господа? Разве существует один Его образ? Разве возможно однозначно Его описать? Нет, это невозможно. Ибо Он - как хлеб - другой в каждой стране, но все-таки всегда один и тот же. Он так же насущный и так же праздничный. Нельзя подумать о жизни без Него. Он так обильно дается нам, что никто не в состоянии вкусить Его полноту. Он насыщает и пресыщает нас. Бог, добрый как хлеб+, хлеб, добрый как Бог.

Сегодня опять возьмешь хлеб в свои руки. Прежде чем намажешь его маслом и сделаешь бутерброд, понюхай его и подумай, о чем говорит тебе его запах. Особенно внимательно подумай о Боге. Живи Богом, и Богом делись с братьями.