Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Вы соль земли. Мф 5,13

Слово на воскресенье СВЯТЕЙШЕГО ИСКУПИТЕЛЯ

14.07.2018

С личностью Искупителя связано Его дело искупления, но не только как исторический факт и предмет Пасхального Триденствия. Оно имеет свою внутреннюю сущность, своё значение и всеобщую силу искупления, а также неисторические причины: бесконечную любовь Отца, дающего нам своего Сына и любовь Сына, который ради нас предаёт самого себя. В церквях, окормляемых редемптористами, в третье воскресенье июля отмечается особый праздник в честь Христа Искупителя. Это престольный праздник Ордена Пресвятого Искупителя, то есть редемптористов, основанного в 1732 году святым Альфонсом Лигуори для приближения миру обильного Искупления во Христе.

 

Что говорит Слово Божье:


Первое чтение - Ис 55, 3-6

Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, – и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождём и наставником народам. Вот, ты призовёшь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя. Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.

 

Первое чтение (Ис 55, 3-6), при помощи особого диалога любви между искупителем Израиля и избранным народом, возвращающимся из вавилонского пленения, расширяет спасительную перспективу: не только избранный и возлюбленный народ будет радоваться жизнью в новом завете вечной любви, но также и другие народы, даже самые малоизвестные, получат доступ к благодати благодаря прославлению Израиля перед лицом всех народов.

Это прославление совершилось в лице Иисуса из Назарета. Исайя предвидел, что оно произойдёт путём жестокого отвержения неузнанного Мессии, но в конечном итоге «ранами Его мы исцелились» (Ис 53, 5), и это исцеление касается нас всех.

 

Ответный псалом воспевает неожиданное богатство Божьей любви (Пс 130, 7) и – снова словами Исайи – обещает: «и в радости будете черпать воду из источников спасения» (Ис 12, 3).

 

Второе чтение - Рим 5, 12-21

Братья: как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили. Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над не согрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление – к осуждению; а дар благодати – к оправданию от многих преступлений. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.

 

В знаменитой пятой главе послания к Римлянам, св. апостол Павел изумляется удивительной асимметрии Божьего милосердия: где умножился грех, там стала преизобиловать благодать, т.е. возрождающая божественная милость к людям. Превосходя любые человеческие критерии, она устанавливает «праведность» Божию, основанную на новых отношениях безграничного доверия и спасения, для тех, кто бесплатно принимает их в лице Воскресшего Искупителя.


Чтение из святого Евангелия от Иоанна, Ин 3, 13-18.21

 

Иисус сказал Никодиму: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесёну быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.


В сегодняшнем евангелии звучат слова Христа, обращенные к Никодиму, в которых содержится сердце Благой Вести: спасение стало фактом, потому что Бог настолько возлюбил сотворённый им мир, что для его спасения послал своего единственного Сына. «Дабы всякий верующий в Него имел жизнь вечную», т.е. жизнь всех людей с Отцом, жизнь, продолжающуюся после физической смерти, в абсолютной любви, которая никогда не умирает.