Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Я есмь хлеб жизни. Ин 6,48

Рождество св. Иоанна Крестителя

23.06.2018

РОЖДЕСТВО СВ. ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

 

Чтение святого Евангелия от Луки, Лк 1, 57-66. 80.

 

57 Елисавете настало время родить; и она родила сына. 58 И услышали соседи и родственники её, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. 59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. 60 На это мать его сказала: нет; а назвать его Иоанном. 61 И сказали ей: никого нет в родстве твоём, кто назывался бы сим именем. 62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. 63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. 64 И тотчас разрешились уста его и язык его; и он стал говорить, благословляя Бога. 65 И был страх на всех, живущих вокруг них; и рассказывали обо всём этом по всей нагорной стране Иудейской. 66 Все слышавшие положили это на сердце своём и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. 80 Младенец же возрастал и укреплялся духом; и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

 

«Что будет младенец сей?». Мы задаем себе этот вопрос, когда ребенок приходит в мир. Думаем о нём, размышляем о том, каким он будет человеком, когда вырастет. Желаем, чтобы его жизнь была лучше нашей, более счастливой и благополучной. Божье слово из сегодняшнего Евангелия от Луки показывает нам истину, что ребенок – это дар Бога! В случае зачатия и рождения Иоанна Крестителя – это особый дар Божьего вмешательства и силы! Сегодняшнее Евангелие показывает реальность, близкую к нашей жизни. Когда ребенок рождается, родственники и соседи выражают радость, приходят, поздравляют, восхищаются ребенком, иногда дают советы, спрашивают имя. А через некоторое время участвуют в обряде крещения и празднуют первую годовщину со дня рождения. Каждое рождение – это праздник для всей семьи. Для Елисаветы и Захарии оно было особенным, поскольку Елисавета была женщиной преклонного возраста, не способной родить ребенка.

 

Родственники и соседи, пришедшие к ним, чтобы принять участие в обрезании ребенка в соответствии с еврейской традицией, хотели дать ему имя отца. Традиция требовала, чтобы ребенок был назван в честь отца или какого-то предка. В убеждении израильтян сохранение родового имени должно было гарантировать жизнь после смерти и бессмертие. Для израильтян имя также определяло суть конкретного человека, миссию и предназначение того, кто его носил. Имя Захария означает: «Бог помнит». Бог не только помнил, но одарил Елисавету и Захарию великой благодатью, поэтому Елисавета выходит за рамки традиции и даёт ребенку имя Иоанн (евр. Иоханан или Иегоханан – «Господь милостив», «дар Яхве»). Иоанн является знаком Божьего милосердия не только для них, но и для всего избранного народа (Лк 1, 15–16). Имя Елисавета означает: «Бог – моя клятва», или «Бог – моё счастье, моё насыщение». Бог хотел осуществить это счастье, дав ей, бесплодной женщине, сына, который будет призывать к обращению к Богу и Завету. Иоанн указывает на Того, в ком исполнились все обетования, на Мессию, Божьего Агнца. Он был избран и призван к этой миссии уже в материнском лоне.

 

Обрезание же, о котором мы слышим, имело особое значение. Ребенок таким образом заключал завет с Богом, становился участником обетований, данных патриархам (Быт 17, 22сл.), и был включён в общину Израиля (Быт 34, 14–16, Исход 12, 47–48). Мы также становимся участниками подобного события, которым является наше крещение. Мы входим в общину Церкви, получаем имя и заключаем нерушимый завет с Отцом через Иисуса Христа в Святом Духе. Рождаемся для новой жизни в Боге. Рождение Иоанна сопровождалось радостью и осознанием великой благодати Божьей, Его милосердия! Часто рождение сопровождается криком самого ребенка. Младенец, приходя в мир, нарушает тишину, молчание в утробе матери. Точно так же молчание Захарии было прервано, когда Иоанн родился и получил имя согласно воле Бога (Лк 1,13). Его уста открылись, и он начал прославлять Господа (см. Лк 1, 67–79). Обретение речи Захарией во время рождения Иоанна можно сравнить с разрывом завесы в храме во время смерти Иисуса. Одновременно с пришествием и смертью Христа все пророчества, обещания Ветхого Завета становятся ясными, понятными, открытыми. Мы можем сказать, что возвращается речь, потому что рождается голос, которым будет сам Иоанн: «Я глас вопиющего в пустыне» (Ин 1,23). Иоанн – голос, но Иисус – Слово. Святой Августин так комментирует это фразу «В начале было Слово»: «Иоанн – это голос на короткое время; Христос – Слово от самого начала и навсегда».

 

«Что будет младенец сей?» – спрашивали испуганные соседи, ощущая свою малость и хрупкость по отношению к великим делам Бога, происходившим в семье Елисаветы и Захарии. Он будет голосом, великим пророком, предшественником Христа, он будет говорить о Нём и возрадуется, когда увидит и услышит Его (Ин 3, 28–30).

 

Рождение Иоанна, Христа и каждого человека – это праздник жизни. Мы приходим в мир как дар Бога, ни как случайность, но как конкретный человек, которому поручена миссия быть человеком. На всех родителях лежит ответственность воспитания и помощи, чтобы ребенок мог когда-нибудь на вопрос «Что будет младенец сей?», ответить своей хорошей христианской жизнью. Иоанн исполнил свою миссию до конца, подготовил путь для Мессии, узнал Его и указал: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Христос осуществил свою миссию, спас нас, исполнил волю Отца. Он прошел по земле, делая всем добро.

 

Сегодня мы благодарим за рождение великого пророка Иоанна Крестителя, но поблагодарим также за наше рождение, за благодать жизни и за то, что мы пришли в этот мир, за веру, за труд и самоотверженность наших родителей. Поклонимся Богу и поблагодарим Его за то, что любовь Господа и Его рука всегда с нами, что мы принадлежим Ему. Просим за тех, кто ожидает потомства, чтобы каждая зачатая жизнь могла появиться на свет. За нас, чтобы мы, реализуя нашу человечность во Христе и христианском призвании, в конце жизни, когда будем проходить через лоно смерти и рождаться для вечности, услышали от других: «Он был хорошим человеком!». Тогда мы замолчим, а Слово будет говорить с нами, завеса упадет, и мы увидим лицом к лицу ...