Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Мф 5,4

Слово на пятое воскресенье Пасхи

28.04.2018

V ВОСКРЕСЕНЬЕ ПАСХИ

 

 

Чтение святого Евангелия от Иоанна Ин 15, 1-8.

 

В то время: Иисус сказал ученикам Своим:

1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. 2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. 3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. 4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. 5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. 6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. 7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. 8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.

 

Сегодняшнее Евангелие призывает нас пребывать во Христе. Чтобы подчеркнуть, насколько важно пребывать в Нем, Иисус использует пример виноградной лозы и ветвей. Христос говорит своим ученикам, что Он является лозой, а они – ветвями: «кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин 15, 5). Часто используемый в сегодняшнем Евангелии глагол «пребывать» (греч. menein) указывает на очень глубокие отношения, общение с кем-то, не столько на пребывание с, сколько на присутствие, пребывание, обитание в, на неразрывную связь и единство. Символ виноградной лозы ведет нас на страницы Книг Ветхого Завета. Израиль был любимым виноградником Господа, который Он насадил и с любовью взращивал (см. Исаия 5,1–7, Иер 2,21), но он не принес ожидаемого плода и радости. Иисус же дал Богу Отцу то, что не мог дать Израиль. Он - виноградник, взращенный Отцом, окруженный Его заботой, лишенный ненужных побегов, принёс плод, отдав свою жизнь и пролив свою кровь (Ин 15,1 и сл.). Это доказательство высшей любви (Ин 15,9.13; см. Ин 10,10). Вино, которое является плодом виноградника, стало в Евхаристии сакраментальным знаком этой крови, пролитой за каждого человека, и именно оно является средством участия в любви Христа и пребывания в ней (см. Мф 26,27; Ин 6,56, 15,4.9 и сл.). В образе виноградной лозы нам показана также Церковь, являющаяся Телом Христа. Пребывать во Христе означает быть в общине Его учеников. Без пребывания в Нем и в общине мы ничего не можем сделать, и мы, как слышим это сегодня, являемся ветвями, отрезанными от лозы, лишенными питательных соков, которые не приносят плода и пригодны только для сжигания (Ин 15,4 сл.). Мы были привиты в эту общину через крещение, избраны совершенно свободным образом, призваны любовью Отца и Сына. Следовательно, становясь ветвью истинной виноградной Лозы, мы можем приносить плоды, чтобы прославлять Отца. Закон нашей христианской жизни, заключающийся в том, чтобы приносить надлежащие добрые плоды, – это закон природы, о котором говорит Иисус: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин 12,24). Умирая на кресте, Иисус совершенно подчинился этому закону, тем самым прославил Отца. Поэтому приношение богатого плода заключается в любви, способной пожертвовать собой и отдать жизнь (Ин 15,12 и 13). Пребывать означает быть стойким в любви Христа и в вере. Иисус призывает к этому своих учеников в следующем отрывке Евангелия: «Пребудьте в любви Моей» (Ин 15,9). Далее мы слышим, что пребывание в любви Христа заключается в соблюдении Его заповедей (Ин 15,10).

 

Наше пребывание во Христе имеет свою цену и подвергается испытанию. Это очищение. Ветвь, чтобы принести ожидаемый плод, должна быть отрезана, очищена. Виноградная лоза требует правильной обрезки. Необрезанные ветви приносят мелкие и кислые плоды. Ветви, обрезанные слишком сильно и неправильно, могут выбивать более длинные побеги, что приводит к ухудшению цветения и снижению урожайности. Очищение – это очень личный опыт, действие Бога в нашей жизни. Речь идет не о каком-то эксперименте, проводимом в течение определенного времени, но о постоянной отдаче жизни в руки Бога, доброго виноградаря. Позволить Ему действовать и формировать нас – это согласиться на то, чтобы Его Слово вело нас на протяжении всей нашей жизни туда, куда бы Он ни пожелал! Связь с Христом и послушание Его слову дают хороший плод Святого Духа, выражающийся во всех видах добродетелей. Плоды Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5,22–23). Если вино веселит сердце человека (Пс 104, 15), то есть и такой виноградник, лоза, ветвь, плоды которой вызывают у Бога радость! Условием для принесения всех этих плодов и такой радости является пребывание во Христе. Оно также основано на вере в Его безусловную любовь, от которой ничто не может отделить нас, ни смерть, ни притеснение, ни терзания, ни преследования (см. Рим 8, 35–39). Бог любит меня вечной, верной и постоянной любовью. Об этой любви свидетельствует Крест Иисуса! Пребывать в Иисусе – это приходить к Нему с нашими грехами, чтобы познать Его прощение и примирение с Отцом. Это постоянное возрождение после наших падений и упование на Его бесконечное милосердие! Это ежедневное следование по пути веры в Его Слово и отказ от зла, от идолов этого мира. Пребывать во Христе – это подчинить Ему свою жизнь с убеждением, что Он единственный Спаситель мира и Господь, мой Спаситель и Господь! Чтобы мы могли так жить, Он дает нам своего Духа, который укрепляет и освящает нас в единстве с Ним в общине Церкви.

 

Поэтому может ли Иисус, наш Жених и Возлюбленный, войти в свой сад, которым является наша жизнь, наше сердце и вкусить его лучшие плоды? (Песн 4, 16).

 

Бог избрал нас через крещение в общину со Своим Сыном, Он завершит это доброе дело, которое в нас начал. Иисус не ожидает от своих учеников, от нас, успехов, но усилий веры, любви, верности и постоянства!

 

Книга Откровения созерцает только одно дерево жизни, ставшее древом креста и произведшее самые чудесные плоды, которые могут исцелить даже язычников, чтобы они тоже стали учениками Иисуса (Откр 22,2).

 

Игнатий Антиохийский в Послании к траллийцам пишет: «Итак, убегайте злых произрастений, приносящих смертоносный плод: кто вкусит от него, тот немедленно умирает. Ибо еретики не насаждение Отца. Если бы они были это, то являлись ветвями креста, и плод их был бы нетленен. Им (т.е. крестом – прим.) в страдании Своем Иисус Христос призывает к Себе нас, как членов Своих. Голова не может родиться отдельно без членов; и Бог обещает нам единение, которое есть Сам Он. (…) Пребывайте в согласии вашем и взаимной молитве. (…) И все любите друг друга нераздельным сердцем».