Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Пс 111,1

Слово на 5-е воскресенье великого поста

18.03.2018

5-е ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

 

Чтение святого Евангелия от Иоанна, Ин 12, 20-33

 

В то время:

20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. 21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. 22 Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. 23 Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. 24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. 25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. 26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

27Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. 28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. 29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. 30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. 31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. 32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. 33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

 

Быть решительным и гордым – некоторые стремятся к такому идеалу. В противовес им ставятся послушание и спокойствие. Конечно, разные жизненные ситуации требуют от нас порой других взглядов. Однако в жизни веры Бог сам учит нас отношению сердца. Он наш наставник и формирует наши сердца по образу своего божественного сердца, когда мы на это открываемся.

Бог «взял за руку» дом Израиля, чтобы вывести его из рабства, но придут дни, когда каждый будет иметь личные отношения с Богом. Больше не будет необходимости посредничества храмовых жертв, потому что каждый, от самого малого до большого, познает Господа, ощутит Его близость в сердце (Иер 31, 31–34). Так пророчествовал Иеремия.

Конечно, это пророчество исполнилось в Иисусе Христе. Благодаря Его благоговению (см. Евр 5,7), страданию и смерти совершилось дело спасения всех людей. Фрагмент Евангелия с сегодняшнего воскресенья носит красноречивое название: час прославления Сына Человеческого. Он связан со сценой в Гефсимании, известной из описания синоптиков. В этот час приходят язычники и хотят увидеть Иисуса. Они олицетворяют всех неевреев, за которых Иисус отдал свою жизнь и кого привлекает к себе, чтобы привести их к отношениям с Отцом. Именно Филипп и Андрей, евреи, способствовали их встрече. В этот момент мы должны понять, что мы, христиане, также призваны именно к такому пониманию диаконии или служения: приводить других к Иисусу.

Слуга находится там, где его Господь, и в жизни и в смерти (см. Рим 14,8). А Иисус, Господь и Спаситель, признается, что Его душа испытывает смятение (буквально). Каждый из нас, переживая страдания смерти, будет входить в замешательство, печаль или тьму. В большей или меньшей степени это станет нашим уделом.

Зная о страдании, которое должно прийти, Иисус просит только о том, чтобы имя Отца было прославлено (Ин 12:28). Мы молимся об этом каждый раз, когда говорим: «Да святится имя Твое».

Может быть, мы иногда не осознаем, что просим о том, чтобы имя Отца было прославлено. Нам необходимо послушание Божьего Сына, чтобы в момент наших страданий, испытаний или борьбы со злом не только умолять: спаси меня, Господи, но и просить: да святится имя Твое. Это внутреннее согласие на страдание не имеет ничего общего с пассивной капитуляцией. Однако имеет много общего с тем, как принял страдания Спаситель мира.

Примечательно, что суд над миром и конец сатаны оглашаются в момент согласия Иисуса на все то, что должно будет произойти. Так много зависит от нашего внутреннего послушания. В момент согласия на смерть для себя (внутреннего, духовного) теряют силу обвинения сатаны (см. Откр 12,10). Он боится кротких и смиренных людей. Однако только любовь к Иисусу, выраженная в любви к другому человеку, может сделать нас способными к смиренному отношению. «Любовь и смерть настолько переплетены друг с другом в Страстях Христа, что нельзя носить в сердце одну без другой» (святой Франциск Сальский).

Для Иисуса любить означает служить из любви к другому человеку. В этом смысл Его жизни. Сегодня Евангелие сравнивает ее с умирающим зерном, из которого рождается жизнь. В этом заключается смысл креста, притягивающего к Божьей любви, в этом смысл нового завета, которым является Пасха Христа. Такое великое дело свершилось благодаря Его послушанию.

Проси Господа, чтобы Он сокрушил высокомерие твоего сердца и излил в него жажду любви и служения человеку, чтобы ты не остался наедине с собой, но приносил плод… для вечности.