Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Я есмь хлеб жизни. Ин 6,48

Слово на 3-е воскресенье великого поста

05.03.2018

3-е ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

 

Чтение святого Евангелия от Иоанна. Ин 2,13-25

 

13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим; 14 и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. 15 И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец, и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. 16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли. 17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоём снедает Меня». 18 На это Иудеи сказали: каким знаменем докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? 19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. 20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? 21 А Он говорил о храме тела Своего. 22 Когда же воскрес Он из мёртвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус. 23 И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. 24 Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех, 25 и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке.

 

Давайте посмотрим на ситуацию, которая тогда преобладала во дворе Иерусалимского Храма, в который пришёл Иисус. Во времена Христа каждый еврей ежегодно должен был давать полшекеля на храм. Поскольку не разрешалось бросать в сокровищницу храма монеты с изображением кесаря, во дворе находились специальные люди, меновщики, которые обменивали монеты на дозволенные. Паломники, приходящие издалека, чтобы не брать с собой животных для жертвоприношения, покупали их у разных торговцев. Стоит отметить, что власти храма получали огромный доход от этого. Тем более что меновщики денег забирали себе довольно большой процент. Это как если бы мы имели дело с современными наркобаронами. Они ставят так называемые обычные «преграды» в торговле, и пока сами остаются дома, получают огромную прибыль. Это была бесчеловечная эксплуатация бедных паломников меновщиками и торговцами, социальная несправедливость, совершаемая во имя Бога и религии. Такая ситуация пробудила в сердце Иисуса оправданный гнев и возмущение. Представьте себе блеяние овец, рев волов, воркование голубей, крики меновщиков, шум и гам, звон монет в месте, где почитается Имя Бога. Это не способствовало молитве, не приближало к Богу тех, кто Его искал. Вот почему Иисус не только с гневом, но и с великой болью говорит: «Возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли». Гнев Иисуса и Его ревность напоминают гнев Моисея, который разбил каменные скрижали с Десятью Словами (Заповедями), когда увидел, как люди поклоняются золотому тельцу (см. Исх 32, 19). Очищая храм, Иисус переносит акцент с ритуальной чистоты на моральную чистоту сердца. Цитата из стиха 16 взята из Книги пророка Захарии 14, 21, где дом Бога показан как дом молитвы для всех людей, включая язычников. Иудеи не понимают жеста очищения храма, они просят у Иисуса знамения. Иисус указывает на храм своего тела, на свою Пасху, смерть и воскресение: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Иисус говорит о своем теле как о храме, в котором пребывает Святой Дух (см. Ин 1,32). Тело христианина также является храмом Святого Духа: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор 6,19). В третье воскресенье Великого Поста Божье Слово из сегодняшнего Евангелия побуждает наши сердца задуматься о нашем внутреннем мире и общении с Богом. Что сегодня загрязняет наши дома молитвы и храмы наших тел и сердец? Какой шум, гам, грех царят в них? По отношению к Богу речь идёт о любви и обращении, чтобы в свободе детей Божьих мы благодарили Бога Отца через Иисуса в Святом Духе. И речь не о бизнесе и торговле с Богом, что я буду с этого иметь, а о нас самих. Святой Павел приглашает нас: «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор 5, 7–8). Иисус знает, что скрыто в человеческих сердцах, раскрывает все проявления веры и набожности (Ин 2, 24 и 25). Он заботится о нас. Не желает, чтобы грех и зло господствовали над нами. Отсюда Его ревность об этом храме, который есть народ Божий, Церковь и каждый человек. Он распятый и воскресший является Новым Храмом, в котором Бог, полный любви и милосердия, встречается с человеком. И, как мы слышим в сегодняшнем втором чтении: «...мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор 1, 23–24). Иисус приходит в свой храм, к каждому из нас. Он желает встретиться с нами, очистить наши сердца от мертвых дел, освятить, наполнить Святым Духом, чтобы наша жизнь воздавала славу Отцу в Духе и Истине. Пробудим и мы подобную ревность в нас. Позволим Иисусу, чтобы Его огонь любви, который воспламенился на кресте, загорелся и в наших сердцах.

  

Не вмени всякого греха рабов Твоих и рабынь, но очисти ны очищением истины Твоея и исправи стопы наша ходити в святости, (правде и простоте) сердца и творили благое и угодное пред Тобою и пред князи нашими. Ей, Господи, яви Лице Твое нам во благо в мире, во еже осенитися нам рукою Твоею сильною и избавитися от всякого зла Твоею мышцею высокою, и избави ны от ненавидящих нас неправедно. (Святой Климент Римский, 1 Послание к Коринфянам, фрагмент Великой молитвы)