Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин.8,12

Слово на 31-е рядовое воскресенье

04.11.2017

+ Чтение святого Евангелия от Матфея.

 

В то время: Иисус начал говорить народу и ученикам Своим, и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают. Связывают бремена тяжёлые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям; а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают края одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!» А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель — Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга. Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится. Слово Господне.

 

 

«Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем» (святой Августин).

Сегодня Иисус говорит нам твердые и требовательные слова. Однако их нельзя воспринимать как проклятие, но можно сделать из них лекарство от лицемерия, проникающего в нашу жизнь. Слова Иисуса касаются всех учеников, христиан, всех нас: «Иисус начал говорить народу и ученикам Своим...», потому что мы всегда сталкиваемся с опасностью провозглашения другим Евангелия, которое сами не практикуем и не живем в соответствии с ним. Святой Иероним писал: «Горе нам несчастным, к которым перешли пороки фарисеев».

Что Иисус изобличает? Прежде всего, недостаток ответственности христиан по отношению к Слову Божьему: «Ибо они говорят, и не делают». Провозглашение Евангелия не освобождает нас от его исполнения и применения на практике. Проповедник, прежде всего, должен быть слушателем и исполнителем Слова, чтобы быть заслуживающим доверия свидетелем. Безответственность учеников также заключается в налагании на других тяжкого бремени, то есть предписаний и обязательств, которых сами не исполняют. Мотивом такого поведения является желание выглядеть иначе. Однако это приводит к противоположному результату: отталкивает других от веры и Церкви. Лицемерие – страшный порок, который заставляет нас ценить больше то, как мы выглядим в глазах других, чем то, кем мы на самом деле являемся, даже за счет притворства, симулирования, игры какой-либо роли по отношению к другим, чтобы показать себя лучше, чем мы есть на самом деле, и заслужить похвалу.

Иисус был совершенно другим. Что отличало его от фарисеев, это правдивость, соответствие жизни с провозглашенным словом. И поэтому Он заслуживал доверия. Он учил искать «награду» у Отца, который видит то, что сокрыто: «чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6,4.6.18).

 

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского - Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове, 2017