Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Покайтесь, ибо приближилось Царство Небесное. Мф 4,17

Слово на 28-е рядовое воскресенье

15.10.2017

+ Чтение святого Евангелия от Матфея.

 

В то время: Иисус, продолжая говорить первосвященникам и старейшинам притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего. И послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: «скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир». Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою. Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался; и, послав войска свои, истребил убийц оных, и сжёг город их. Тогда говорит он рабам своим: «брачный пир готов; а званые не были достойны. Итак пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир». И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду; и говорит ему: «друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде?» Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». Ибо много званых, а мало избранных.

Слово Господне.

 

Толкование

 

Вот третья притча, которую Иисус рассказал в Иерусалимском храме. Он адресовал её священникам и старейшинам, которые оспаривали Его право проповедовать и творить чудеса (см. Мф 21, 23-27). Эта притча тесно связана с предыдущей, с притчей о злых виноградарях (ср. Мф 21, 33-43), потому что основная тема остаётся той же самой: отказ повиноваться Господу виноградника или царю, который созывал на брачный пир. В христианской традиции эта притча долгое время читалась как осуждение Израиля, избранного Богом народа, который, не признав в Иисусе Мессию, посланного Самим Богом, может быть только наказан вместе с Иерусалимом, оставлен в пламени и разрушении.

 

Иерусалим был уничтожен римлянами в 70-м году, и это событие, похоже, способствовало толкованию еврейской катастрофы как посланного Богом наказания. Но мы должны быть умными и рассудительными: эта притча не случайно рассказана в Евангелии и адресована христианской общине, - она касается нас, тех, кто называют себя христианами, которых Бог призвал лично к вере и к участию в брачном пире Царства. Слыша этот призыв, с которым Господь всё время обращается к нам, готовы ли мы войти в пиршественную залу без промедления или же мы возражаем , выдвигая множество отговорок, чтобы отделаться от Него и продолжать заниматься своими личными делами? И если мы всё же решаем принять участие в брачном пире, идём ли мы туда, сменив одежды нашего поведения в истинном обращении, или же входим к Нему, надев маску лицемерия, вступая в союз с Господом без реального изменения нашего образа жизни?

 

Это вопросы, которые мы должны обязательно задавать себе, чтобы правильно понять эту притчу и не чувствовать себя судьями других, осуждающими их поведение, и слепыми к собственным огрехам и недостаткам. Поэтому давайте смиренно примем эту притчу, которая имеет целью открыть нам то, что происходит до пришествия Царства Небесного. Некий царь хочет отпраздновать свадьбу своего сына и даёт по этому поводу большой пир. Поэтому он отправляет своих слуг, чтобы созвать приглашённых на пир, но они вместо того, чтобы принять это за честь, не отвечают на приглашение и ничем не проявляют желания посетить царя и разделить с ним радость. Тогда царь посылает других слуг, чтобы объявить приглашённым гостям: «Вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир!». Итак, не один раз, а дважды царь повторяет приглашение и заявляет, что все готово и что такой щедрый пир не может быть отложен.

 

Этой части повествования было бы вполне достаточно для того, чтобы извлечь урок из притчи. Для слушателей Иисуса, знавших ветхозаветное пророчество (ср., к примеру, Ис 25, 6-10), было легко понять, что Он говорил о брачном союзе между Мессией и Его народом и что Сам Иисус и есть Жених, как Он открыл это ученикам и фарисеям, объявляя, что это было время присутствия Жениха в связи с предстоящей свадьбой (ср. 9, 15). Но званые отказываются: они не принимают дар Бога, и пиршественная зала остаётся пустой. Однако этот царь – не кто иной, как Сам Господь, милосердный, терпеливый, великодушный, и потому Он посылает Своих слуг в третий раз, чтобы повторить приглашение. Под этими слугами Иисус, возможно, имеет в виду пророков или миссионеров, которых Отец посылал в общину Израиля. В любом случае званые, то есть приглашённые гости вновь находят массу отговорок и в очередной раз отказываются от приглашения: одному нужно работать в поле, второй не может оставить имение без присмотра, третьему нужно торговать ... Они не только отвечают отказом, но, задетые настойчивостью царя, оскорбляют посланных им слуг, избивают и даже убивают некоторых из них! Поверхностность, пренебрежение, отсутствие здравомыслия у тех, кто не ценит полученный дар, могут превратиться в даже насилие и агрессию, когда бескорыстный дар предлагается снова и снова!

 

Для Матфея это была реальность христианской миссии конца первого века, реальность, которая позволяла глубоко понять притчу. Вот на самом деле то, что выбрали эти званые, глухие к слову Господа: они выбрали путь смерти, и слова, сказанные Иисусом, следует воспринимать как предостережение для слушателей. Царь, который посылает слуг, чтобы уничтожить их город (Иерусалим) огнем, - это назидательный образ, а не реальный, потому что Бог терпелив, Он не наказывает, но столь же верно, что каждый человек сам выбирает путь смерти или жизни: каждый может свободно выбирать, куда идти, Бог не навязывает ему это как судьбу!

 

Но притча продолжается: царь вновь посылает слуг, потому что свадебный пир должен в любом случае состояться. На этот раз слугам приказано идти по дорогам, перекресткам, где ходят паломники, путники, нищие, «отбросы». Таким образом, пиршественная зала заполнена не гостями, избранными лично Господом и призванными Им, а теми, кто никогда не казался достойным присутствовать на празднике, на брачном пиру. В залу входят праведники и неправедники, хорошие и плохие, все, удостоившиеся милости Господней: это пир, на котором добрая пшеница и сорняки, хорошая рыба и плохая рыба находятся вместе (ср Мф 13, 24-30.47-50 ). Это сборище представляется результатом миссии Церкви среди народов, среди язычников, среди тех, кто не был ни избран, ни призван Богом со времен Авраама до часа полноты времен, в который Христос пришел среди людей. В своей редакции этой притчи евангелист Лука уточняет, что те, кто попал в пиршественную залу, - это «нищие, увечные, хромые и слепые» (Лк 14, 21), то есть отверженные, человеческие отбросы, именно они занимают место тех, кто был в числе первых званых гостей. То есть происходит то, что, как сказал Иисус, проститутки и мытари вошли в Царство раньше набожных людей, соблюдавших Моисеев закон (см. Мф 21, 31).

 

После того, как гости заполнили залу, вошёл царь, чтобы приветствовать приглашённых в последний час. Двигаясь от одного к другому, он увидел, что один из них одет не в брачную одежду. Что это значит? Нам непонятна реакция царя, который изгоняет его из зала «во тьму внешнюю». Для того, чтобы понять это, нужно вспомнить о традициях проведения брачных пиров того времени. У входа в пиршественную залу каждому гостю вручали в дар нарядный палантин, которым следовало укрыть плечи в знак праздника. Так вот, царь замечает, что у одного из гостей нет этого палантина: само собой разумеется, что ему, как и всем, предлагали этот богатый подарок, но гость от него отказался.

 

Другими словами, в ответ на незаслуженный и удивительный дар приглашения на пир, в ответ на этот дар платья, который должен был означать его желание «измениться», изменить поведение, он выразил отказ. Этот палантин был честью для гостя, подарком, который следовало принять с изумлением и благодарностью, - и вместо этого он сказал «нет». Короче говоря, этот человек принял приглашение на брачный пир, но потом решил, что это приглашение ничего не значит для него, и что ему этот дар не нужен: он был самодостаточным человеком, его вполне устраивало то, как он живёт, и он не имел никакого желания что-то менять в своей жизни и изменяться самому. Вот почему царь вышвырнул его, он не мог поступить иначе. Не недостойность гостя привела к тому, что его изгнали, но то, что он оказался неспособным различить дар, принять Божье милосердие. Этот человек не должен был заслуживать приглашения, но он должен был изменить образ мышления и понять, что любовь Божья бескорыстна, что это благодать: достаточно принимать её с радостью, как ребенок принимает дар Царства Божьего (см. Мф 18, 3).

 

Эта притча ставит перед всеми нами простой вопрос. Как каждый из нас отвечает на призыв Бога войти в Его Царство, на призыв, с которым Иисус Христос обращается к нам каждый день? Равнодушием, непослушанием или притязаниями на справедливость и заслуги, которых у нас нет?

 

(Энцо Бьянки)

 

по материалам Радио Ватикана