Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Мф 5,4

ПОСЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВОЙ МАРИЕЙ СВЯТОЙ ЕЛИЗАВЕТЫ.

27.05.2017

Около двух тысяч лет тому назад, на самом краю могущественной Римской империи, в маленьком, селении Эйн-Карем к западу от Иерусалима, в доме, недалеко от сельского источника, встретились две женщины, состоявшие в близком родстве, молодая - Мария, невеста плотника Иосифа из Назарета, и пожилая - Елизавета, жена священника Захарии, уже потерявшая надежду когда-либо иметь детей, но сейчас, наконец, находившаяся в счастливом ожидании ребёнка. На взгляд современников - обычная, ничем не примечательная встреча – молодая родственница пришла, как это было принято, навестить будущую мать, помочь, если нужна помощь, разделить радость от того, что увеличивается семья, что Бог отвратил гнев Свой от супругов и дал им желанное дитя. Но, едва увидев гостью, старшая родственница, Елизавета, сказала нечто, что показалось бы странным любому, кто её услышал: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».

Однако младшая, Мария, ничуть не удивилась, потому что знала, о чём говорит её немолодая сестра и, полная радости и достоинства, ответила на непонятные постороннему свидетелю слова: «Величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём…», возвращая хвалу Елизаветы Тому, кому принадлежит и от Кого исходит вся слава и всё добро, и вся любовь в мире.

 

О событии, давшем начало празднику, который Католическая Церковь отмечает 31 мая, известно из Евангелия от Луки, единственного, подробно рассказывающего о событиях, предшествовавших Рождеству Спасителя. И Елизавета узнала в Ней Мать Спасителя, но прежде, чем это случилось, узнал своего Господа младенец во чреве Елизаветы. Встреча двух родственниц, такая обыденная для постороннего взгляда, стала первой встречей Иоанна Предтечи с Христом, пророком и «более чем пророком» Которого ему предстояло стать, Тем, Кого он через тридцать лет, 
у Иордана назовёт «Агнцем Божиим, берущим на Себя грех мира», Тем, о Ком он будет свидетельствовать «проповедью, крещением покаяния и, наконец, мученической кончиной». Елизавета же, приветствовавшая Марию и Её только что зачатое Дитя, стала первым человеком, воздавшим, через Марию, хвалу Христу.

 

В Византийской Церкви праздник, посвящённый Пресвятой Деве Марии, отмечаемый 2 июля, во время которого на литургии читался отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о встрече Марии и Елизаветы, в том числе и гимн Magnificat, был известен с конца V века. 


В Римской Церкви праздник появился значительно позднее, в 1263 г., благодаря францисканцам, а особенно, святому Бонавентуре, бывшему тогда генералом ордена, любившему Пречистую Деву почтительной сыновней любовью и много способствовавшему развитию почитания Марии в Западной Церкви. Праздник был утверждён Папой Урбаном VI в 1389 г., но обязательным для всей Церкви стал только с 1570 г. Первоначально, праздник отмечался также, как и в Византии 2 июля, но со временем был перемещён на 31 мая, так как в Евангелии от Луки говорится, что Мария пробыла в доме Захарии «около трёх месяцев», вероятно, до тех пор, пока Елизавета не родила, и таким образом, встреча состоялась за три месяца до Рождества Иоанна Предтечи, т. е. в последних числах мая. Согласовывается эта дата и со временем Благовещения и Рождества Христова.

На месте встречи Матери Господа нашего со святой Елизаветой, в селе Эйн-Карем, давно ставшем пригородом Иерусалима, на фундаменте древнего храма стоит церковь Посещения и монастырь святого Иоанна Предтечи, принадлежащий ордену Братьев Меньших, а невдалеке – Горненский женский православный монастырь, а между ними, как и две тысячи лет назад – источник, возле которого некогда стоял дом священника, где две женщины, юная и немолодая, впервые произнесли слова, которые сегодня, вновь и вновь, каждую минуту многократно повторяются во всём мире множеством людей, во время молитвы Литургии Часов, в монашеских общинах и в группах мирян, и в личной молитве, исходящей из сердца христианина.