Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Покайтесь, ибо приближилось Царство Небесное. Мф 4,17

СВЯТОЙ ДУХ В ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА

27.05.2017

Сказав это, дунул, и говорит им: Примите Духа Святого. (Ин 20,22)

Святой Лука в главе 19 Деяний святых Апостолов описывает, как святой Павел прибыл в Ефес и обнаружил там христиан. «Он сказал им: приняли ли вы Духа Святого, уверовав? Они же сказали ему: Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый» (Деян 19, 2). Уже почти две тысячи лет прошло с того момента, а ситуация не очень-то изменилась... «Мы даже не знаем, существует ли Святой Дух», и точно так же мы!

Несмотря на II Ватиканский Собор, несмотря на харизматическое обновление, Святой Дух для многих остаётся Богом непознанным. «Неизвестный Бог». Чувственное почитание Матери Господа не приводит нас к Святому Духу. Многим хватает почитания Девы Марии или Самого Иисуса... Где-то в пути мы потеряли Отца и Святого Духа. Один современный богослов очень верно подметил, что сегодня мы переживаем в Церкви своего рода изгнание Пресвятой Троицы как в богословии, так и в жизни и в религиозной практике верных. Своеобразное вавилонское пленение Пресвятой Троицы.

Место Святого Духа в христианской жизни

Какую роль в жизни христианина играет Святой Дух? Это раскрывается в Слове Божием.

I. О первостепенной роли Святого Духа в жизни крещёных говорит Евангелие (Ин 20, 19-23). Воскресший Иисус вечером первого дня явился ученикам, стал посреди них, показал им руки и бок, потом «дунул» на них и сказал: «Примите Духа Святого!» (20, 22). Выражение «дунул» идентично выражению «вдунул» из Книги Бытия: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт 2, 7). Это не вопрос случайности. Дуновение Яхве (то есть Его Духа) присутствовало при сотворении первого человека. Дуновение воскресшего Иисуса на апостолов указывает на новое творение. Дух Святой, данный Церкви на кресте и «вдунутый» Воскресшим в учеников, является Духом, Который одаривает новой жизнью, новым рождением, новым возрождением. Иисус сказал Никодиму:

«Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3, 5). В момент Таинства Крещения Дух Святой, Дух Творец, творит нас по подобию Единородного Сына Божия Иисуса Христа. Это первая функция Святого Духа в христианской жизни. 
II. От нового творения, от нового сердца должны исходить новые поступки. Дар Святого Духа совершенствует также христианскую деятельность. Эта поддержка деятельности Святым Духом бывает различной.

1. Дух Истины, Утешитель является внутренним Учителем учеников: Он «научит вас всему и напомнит всё, что я вам говорил»(Ин 14, 26). Дух Святой даётся нам не только для того, чтобы подогревать наши эмоции, пробуждать говорение языками и дар пророчества, но, прежде всего, для того, чтобы упорядочивать происходящее в наших головах. Дух Утешитель не учит нас новой истине, но полностью находится на службе истины, явленной Иисусом. Он вводит нас в глубины этой истины и приводит к тому, что мы стремимся жить по ней, она становится для нас правдой жизни. Дух Святой - это наш внутренний Учитель, поэтому Он поучает нас изнутри. Слово Божие, произносимое человеком, только тогда принесёт плод, когда к делу приступит этот Учитель, который в сердце. Святой Августин говорит, что Тот, кто действительно учит, имеет свой амвон в сердце человека.

Учительскую функцию Святого Духа подтверждают дары Духа. Первые три дара - мудрость, благоразумие и добрый совет - касаются также сознания человека. Эти дары следует понимать не в философском или абстрактном значении, но в библейском смысле. Речь здесь идет о житейской мудрости, об искусстве поступать мудро. Можно быть очень образованным и вместе с тем духовно нищим, пустым человеком. В первом перечне даров святой Павел называет мудрость слова и способность к познанию. Этот дар Духа - учителя мудрости, показывает, что идеал ученика Иисусова - отнюдь не наивность и темнота в вопросах веры. В формации нельзя игнорировать этот аспект, сосредотачиваясь единственно на видимых дарах Духа и эмоциональных переживаниях. Это ещё не весь человек. А Святой Дух воздействует на всего человека.

2. Святой Дух - это учитель и вдохновитель сыновней молитвы: «...ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим 8, 26). В этом случае Бог посылает в наши сердца Дух Своего Сына, Который молится с нами и в нас: «Авва, Отче!» Дух Святой побуждает также в сердцах верных особую молитву, которая называется «говорением на иных языках» (ср. Деян 2, 4). Это молитва, которая исходит из сердца, наполненного Святым Духом. Она не обязательно выражается артикулированной речью. Некоторые усматривают в ней разновидность экстатической молитвы. Так молилась Дева Мария в день Пятидесятницы вместе с другими женщинами и апостолами. Таким даром молитвы обладал святой Павел. С такой молитвой мы встречаемся в харизматических общинах. И если такой молитвой одарит нас Господь, да примем мы её с благодарностью!

3. Дух Святой - это сила для свидетельства.

Воскресший Господь обещал Своим ученикам: «Когда сойдёт на вас Дух Святый, будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли» (Деян 1, 8; ср. Лк 24, 49). Деяния Апостолов показывают этих свидетелей, которые, полные Святого Духа, дают свидетельство об Иисусе вплоть до пролития крови. Иисус уверил учеников, что во времена преследований Дух Святой будет говорить за них (Ср. Мф 10, 20). Эту тему углубляет святой Иоанн: «Когда же придёт Утешитель, которого Я вам пошлю от Отца, Дух Истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне. Но вы тоже свидетельствуйте, так как были со Мной от начала» (Ин 15, 26-27).
Сначала об Иисусе будет свидетельствовать Дух Истины, Он будет свидетельствовать «в них», то есть в сердцах и в совести учеников. Он будет укреплять их в вере и в убеждении, что Истина - на стороне Иисуса. 
Ученики, укреплённые внутренним свидетельством Духа, будут свидетельствовать об Иисусе во враждебном мире, в процессе против Христа, который продолжается и поныне (ср. Ин 16, 8-14). Святой Дух защищает дела Иисуса и истину Евангелия.