Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Вы свет мира. Мф 5,14

11 ЯНВАРЯ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

09.01.2015

Когда Иисус получил крещение от Иоанна в водах Иордана, «увидел Иоанн разверзающиеся небеса» (Мк 1,10). «В праздновании Рождества вера вновь дала нам уверенность в том, что небеса разверзлись с пришествием Иисуса. И в день крещения Христа мы ещё созерцаем разверзающиеся небеса. Явление Сына Божия на земле означает начало великого времени милосердия после того, как грех закрыл небеса, возведя как бы барьер между человеком и его Творцом. С рождением Иисуса небеса открываются! Во Христе Бог даёт нам залог нерушимой любви. С тех пор, как Слово стало плотью, у человека есть возможность видеть отверстые небеса. Это было возможно для пастухов Вифлеема, для Волхвов с Востока, для Иоанна Крестителя, для апостолов Иисуса, для святого Стефана Первомученика, который воскликнул: «Я вижу небеса отверстые!» (Деян 7,56). Это возможно также и для каждого из нас, если мы позволим наполнить нас любви Божьей, которая даруется нам впервые в Крещении через Святого Духа. Дадим же Божьей любви наполнить нас! Это великое время милосердия! Не забывайте об этом: это великое время милосердия! Когда Иисус получил крещение покаяния от Иоанна Крестителя, проявив солидарность с кающимся народом, – Он, без греха, Который не нуждался в обращении, – Бог Отец подал Свой голос с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (ст.17). Иисус получает подтверждение небесного Отца, что Он послал Его именно для того, чтобы Иисус согласился разделить наше человеческое естество, нашу бедность. Разделять – это истинный способ любить. Иисус не отделяет Себя от нас, Он считает нас братьями и таким образом делает нас детьми, вместе с Ним, Бога Отца. Это и есть откровение и источник истинной любви. И это есть великое время милосердия!" (Папа Франциск) 

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 42, 1-4. 6-7


Так говорит Господь: Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Тростника надломленного не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине. Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова. Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы.

Толкование 


Исаия призывает народ поспешить открыть сердца Слову Божию, чтобы приготовиться принять новый завет, который желает заключить Господь. Милости, обещанные Давиду, – всего лишь прообраз гораздо более великих мессианских благ, которые осуществятся во Христе. Сегодня, в торжество Крещения Господня, мы призваны размышлять о том, что в Нем каждый из нас является причастником полноты этих благ: в Крещении мы также пережили опыт смерти и воскресения, чтобы войти в новую жизнь. Бог дает нам все, что необходимо для достижения христианской зрелости: нам нужно лишь приблизиться к этому источнику света и радости, чтобы дать Ему очистить и обновить нас. 

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Деян 10, 34-38


В те дни: Пётр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен; но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом; потому что Бог был с Ним.

Толкование 


Все наши самые лучшие и святые намерения пошли бы прахом, если бы не было жертвы Иисуса, Который через Крест вновь открыл нам путь к Царству Отца. Иоанн в этом писании указывает, что Господь открыл нам этот путь через кровь и воду, вместе с Духом. Именно в Таинствах мы постоянно получаем внутреннее очищение и просветление: сначала в Крещении, а затем в Евхаристии мы имеем всю благодать, которая нужна нам для того, чтобы продолжать с радостью и доверием путь к Нему. Крещение Иисуса сегодня напоминает нам именно об этой истине: в чистейшем источнике воды и крови мы каждый день возрождаемся к Божественной жизни, и семя бессмертия закладывается в нашу жизнь. 

ЕВАНГЕЛИЕ Мк 1, 7-11


В то время: Иоанн проповедовал, говоря: идёт за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою; а Он будет крестить вас Духом Святым. И было в те дни, пришёл Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение.

Толкование 


Сцена крещения Иисуса описывается евангелистом Марком сухо, без особых подробностей: но из нее прекрасно видно, что для Господа это - решающий момент жизни. Отец вмешивается Своим гласом, и Дух помазывает Иисуса как долгожданного Мессию. Суть этого события заключается именно в этом: Иисус не нуждался в крещении Иоанна, чтобы быть очищенным, потому что Он был без греха. Но это крещение было нужно, чтобы представить Его всему миру как Того, Кто, посланный Богом, несет всем народам Евангелие и весть о новой жизни в Боге. Поэтому Его миссия «официально» начинается с этого посвящения: Он есть Сын возлюбленный, в Котором благоволение Отца.

Текст взят со страницы сайта Радио Ватикана 


 

Каждый человек нуждается в том, чтобы любить и быть любимым. Если обнаруживаем в своей жизни недостаток любви, то сегодня мы можем с уверенностью обратиться к Богу, нашему Отцу, который, будучи Любовью, может в Иисусе Христ удовлетворить все наши потребности в ней. Во время крещения, о котором читаем в сегодняшнем Евангелии, Бог открыл тайну Иисуса, исповедуя, что Он Сын Возлюбленный, в котором Его благоволение. Крещение Иисуса отсылает нас к тайне нашего крещения. Именно тогда Бог Отец показал каким же образом Он смотри на нас, что о нас думает, кем для Него являемся. Часто мы похожи на нищего, который сидит на улице и попрошайничает, а в его кармане лежит чек, обналичивание которого сделало бы его самым богатым человеком в городе. Проблема этого бедного человека заключается в том, что он не знает, как его использовать. Нашим чеком является благодать Крещения. Необходимо, чтобы мы ее сегодня обнаружили и жили ею каждый день, потому что это большое богатство, которое было нам дано. На чем же основана благодать? Благодать крещения состоит в том, что мы становимся новым творением, детьми Божьими, как пишет св. Павел в своем Послании к Римлянам: „приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"” Мы были погружены в смерть и воскресение Иисуса Христа, включены в общину Церкви, а также получили дар Святого Духа. Крещение Иисуса отсылает нас к тайне нашего крещения. Поэтому Бог Отец, глядя на нас, благодаря Иисусу видит своих детей, сыновей в Сыне и говорит о нас: это мой сын, моя дочь возлюбленная. Не живи как нищий, но прими вновь любовь Бога, котораяможет удовлетворить всю потребность любви, находящуюся внутри нас. 

 

 

MEDITATIO


Можно сказать, что Израиль уже давно ожидал прихода Мессии, единого Слова Отца. Впрочем, именно это было неоднократно обещано израильтянам одновременно с заключенным заветом, предложенным им Богом. Эти обещания, также как и сам завет, припоминались - можно сказать - официально и были полностью реализованы в Личности Сына Божия, и именно тогда, когда Пророк из Назарета, как каждый грешник, присутствующий на берегу Иордана, пребывая в ожидании крещения покаяния, смешался с толпой людей. Да. Безгрешный стал грехом для спасения человека, чтобы тем самым свою божественность прикрыть человечностью и обожествить ее. Это событие, которое должно быть образцом для всей Церкви на пути свидетельствования среди людей. Церковь должна быть солидарна со всем человечеством, покрытым слабостью и грехом, для того, чтоб с помощью даров Святого Духа и святости жизни преобразовать его в богатство перед Богом. Погружение Церкви, как и каждой христианской общины в грешный мир, в котором живут люди, является  приглашением, адресованным каждому христианину, чтобы не скрываться в мире из-за страха осквернения, но чтобы всегда появляться в нем чистым и без единого пятнышка, и тем самым свидетельствовать о Евангелии Иисуса Христа. Именно так Бог призывает всех к радикальным переменам в жизни и к вере в Слово Того, Кто дал нам окончательную истину, касающуюся Отца (см Мк 1, 15).

 

ORATIO


Бог наш и Бог отцов наших, используя слова пророка („Жаждущие! идите все к водам...”: Ис 55,1), призываешь нас к слушанию Твоего Слова. Для нас эти слова являются указанием наИисуса, на новый храм, мессианский храм, из которого в будущем для человечества потекут полноводные реки живой воды (ср Иез 47, 1-2.12; Зах 13, 1; 14,8; Пс 78, 15-16). Также слова, сказанные евангелистом („из чрева потекут реки воды живой”: Ин 7, 38), являются предзнаменованием Голгофы. Там из пронзенного копьем бока Христа проистекла „кровь и вода” (Ин 19, 34). Иисус, Бог наш, является наиболее ярким образом Твоей любви ко всем нам. Из Его пронзенного сердца бьет постоянный источник жизни. Из него всегда можем черпать воду, которая является Твоим Словом. Этим Слово мы должны наслаждаться и впитывать его в себя для того, чтобы иметь участие в счастье и в этой жизни. Боже Отче! Прекрасно знаем, что существует два периода откровения: время Иисуса и время Святого Духа. Если с одной стороны Иисус открывает перед нами мир веры, то с другой обещает действие Святого Духа, который оживит наши сердца, сердца верующих учеников. Отсюда следует, что мы можем верить, можем познавать Иисуса, но при одном условии: подчинение действию Святого Духа, Духа истины, Которого Иисус послал после своего возвращения в Царство Отца. Таким образом, единственная личность, на которую стоит рассчитывать в данном случае - Мессия.Единственный обязательный Закон - Слово, провозглашаемое Иисусом. Потому что Он, обитая среди нас, приблизил его своей жизнью и своими деяниями. О Боже, соделай нас людьми, которые будут нести истину другим.

 

CONTEMPLATIO


Что за великая вещь любовь, если только она обращается к своей причине, если направляется к своим началам, если возвращается к своим истокам, чтобы черпать из них непрестанно и вновь разливаться потоком! Изо всех движений души, изо всех её чувств и переживаний, только любовь позволяет творению отвечать своему Творцу, если не как равный равному, то хотя бы во взаимном подобии. Ибо, когда Бог любит, Он не желает ничего иного, как только быть любимым. Он любит для того, чтобы Его любили, зная, что любящие Его обретут в самой этой любви полноту радости. Любовь Супруга, или, скорее, любовь, которая и есть Супруг, ждёт лишь взаимной любви и верности. Да будет же позволено и той, которую Он одаряет своей любовью, любить его в ответ. Как же могла бы не любить та, кто является супругой Любви? Как можно не любить Любовь? (...) Ибо не хлынет с тем же изобилием поток любви у любящего и у Любви, у души и у Слова, у супруги и у Супруга, у Творца и у творения: разница не меньше, как между жаждущим существом и источником.Так что же? Должно ли угаснуть и полностью исчезнуть у супруги желание увидеть свою свадьбу состоявшейся? Желание, которое выражают её вздохи, сила её любви, её полное доверия ожидание, будет ли это всё обращено в ничто из-за того, что она не может сравниться в беге с гигантом, и что она не может соревноваться в сладости с мёдом, в кротости с ягнёнком, в белизне с лилией, в сиянии с солнцем, в любви с Тем, Кто Сам есть любовь? — Нет, ибо даже если творение любит меньше в силу своей ограниченности, но если оно любит всем своим существом, то его любви ничегонедостаёт, ибо она включает в себя всё….  Св. Бернар Клервосский, Слово 83

 

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła. Перевод с польского - Наталья Килина По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове.