13.12.2014
ЕВАНГЕЛИЕ Ин 1, 6-8. 19-28
+ Чтение святого Евангелия от Иоанна.
Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрёкся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев; и они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре, при Иордане, где крестил Иоанн.
Слово Господне.
Последнее предложение в этом отрывке Евангелия говорит нам
о том, что Иоанн Креститель исполнял свою миссию "в Вифаваре при
Иордане" (ст. 28). Название места - "дом свидетельства" - в данном
случае может иметь символическое значение, поскольку достаточно
конкретно указывает на то, чем должна стать каждая община:
настоящим домом свидетельства.
Вся эта евангельская история показывает нам, на чем именно
основывается "свидетельствование". Стоя перед посланниками из
Иерусалима, которые прибыли, чтобы исследовать его личность,
Иоанн, отвечая на вопрос, в первую очередь направляет их к Иисусу:
„Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете”
(ст. 8); и только потом говорит о себе: „я глас вопиющего в пустыне”
(ст. 23). Согласно учения Иоанна Богослова, Иоанн Креститель не
является "апостолом" или аскетом, но совершенным примером
"свидетеля". В доме, которым является христианская община, это
подход, который должен отличать нас от других. Никто не может
сказать о себе: "Я являюсь", но каждый должен направлять
вопрошающего лично к Иисусу. Другими словами, каждый
христианин может и должен быть "знаком" Иисуса, способным отойти
в сторону. Подобно тому, как это делал Иоанн Креститель. Каждый из
нас является знаком полезным, даже необходимым, но поскольку
является всего лишь только знаком, не может быть чем-то
окончательным.
Чтобы быть хорошим свидетелем, сначала необходимо быть
внимательным слушателем. Евангелист, выводя на сцену Иоанна
Крестителя, указывающего на Иисуса, хотел показать тем самым, что
истина уже присутствует: "Стоит среди вас Некто, Которого вы не
знаете" (ст. 26). Это утверждение напоминает о ветхозаветной теме
сокрытой мудрости, которая не может быть познана до той поры,
пока сама себя не проявит. Иисус - та самая мудрость, которая
открывается человеку.5
MEDITATIO
Если Церковь это "дом свидетельства", то можно сказать, что
необходимость существования свидетеля появляется тогда, когда
имеет место какой-либо процесс. Евангелие от Иоанна учит нас тому,
что в истории существует бесконечный процесс, в центре которого
находится Христос - Божья истина. Во время продолжения этого
процесса община верующих постоянно призвана пребывать в качестве
свидетелей со стороны Иисуса, со стороны Бога, а лучше сказать на
стороне такого лика Бога, какое дал нам познать Иисус Христос. Имея
это в виду, наша община должна проявлять именно этот облик в своих
действиях и проводимой работе.
В свете этого теперь можно еще раз посмотреть на второе
чтение, где Святой Дух, который вначале пребывал над пророком, а
затем над Иисусом, в настоящее время присутствует в Церкви.
Поэтому Церковь должна уделять пристальное внимание тому, чтобы
- как говорил святой Павел - не угасить Духа. Ибо это Святой Дух
облачает Церковь в "одежды праведности", давая ей способность
говорить о Боге посредством своих деяний и провозглашать Благую
Весть современным бедным. Способствует тому, чтобы "исцелять
сокрушенных сердцем". И здесь не идет речь о каких-то чудесных
исцелениях, но о терпении, потому что многие раны заживают сами
по себе с течением времени.
Нашей следующей задачей является "проповедывать пленным
освобождение и узникам открытие темницы", одновременно помня о
том, что существуют так называемые порабощения явные, очевидные,
но также и более скрытые, хотя и не менее важные, но одинаково
достойные внимания и данные нам для преодоления. Наконец, мы
также призваны к тому, чтобы "проповедывать лето Господне
благоприятное". Необходимым становится понимание того, что на
наше время – которое очень часто растрачивается и используется
неправильно – необходимо смотреть с соответствующим уважением и
осторожностью, помня, что оно является благоприятной
возможностью благодати, дарованной нам от Бога.
С приходом Мессии - Жениха облаченного в праведность, в нас
пробуждается солидарность (желаем добра друг другу), а также
вспыхивает радость, которая никогда не будет истинной, если не
будет разделена с другими. Прекрасно знаем, что никогда не взойдем
на "вершину" справедливости и братства, но постоянное обращение к 6
Тому, Кто является Светом и Женихом, никогда не позволит нам, в
духе любви, чтобы когда-либо нам не хватило сил на этом пути.
|