07.03.2015
ЕВАНГЕЛИЕ Ин 2, 13-25
Чтение святого Евангелия от Иоанна.
Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим; и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец, и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоём снедает Меня». На это Иудеи сказали: каким знаменем докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мёртвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус. И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех, и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке.
Сцена фрагмента Евангелия на сегодня показывает нам Иисуса разгневанного, который действует довольно эмоционально. Его пожирает ревность о Божий дом. Это довольно драматический момент. Некоторые богословы утверждают, что этот конфликт с евреями окончательно подписал смертный приговор для Иисуса.
В принципе во времена Иисуса торговля при храмах тоже была нужна. На этих базарах пилигрим мог купить жертву, которую хотел принести Богу, или обменять деньги, так как заграничные деньги с подобием чужих богов или королей не были допустимы на территории храма. Но наверно этого базара уже было за много, а слишком мало было места для Бога.
В старом завете есть такой фрагмент – король Саломон, который в отличии от своего отца Давида имел благодать чтобы построить храм, перед самым началом стройки имел слишком много сомнений. Король спрашивает в духе своем – « в самом ли деле поселиться Бог в храме, который я построю?». Разве Того, который сотворил вселенную, можно закрыть в каком-нибудь здании? Господь, однако, принял храм как свой дом и там поселился.
Иисус нам подсказывает настоящий и глубокий смысл Евангелия на сегодня - « Он говорил о храме своего тела». Иисус нам сказал, что Его тело является Божьим Храмом, что бы и мы познали, что и наши тела со своей натуры так же есть Божий храм.
Иисус расширяет перспективу храма. Как христиане мы веруем, что Господь пребывает в святых местах, но знаем так же, что Он есть в каждом из нас. Сегодня Церковь является телом Христовым, есть храм, в котором пребывает Господь, есть таинством спасения для всего мира. Каждый из нас творит этот храм. Каждый крещённый человек - есть храм Духа Святого. Мы принимаем Евхаристию, а значит, носим в себе святое тело Христово и в наших венах течет Его кровь.
Почему мы должны спросить о состоянии храма нашего тела? Этот вопрос очень важен, особенно во время Великого Поста. Что сделал бы Иисус в храме нашего сердца и нашей жизни, если бы мы Его туда впустили? Что бы выбросил, а что бы вывернул? Кого бы выгнал, а что бы перевернул вверх ногами?
Может и мы также, обставились различными прилавками и вся наша жизнь – это огромный базар, где торгуется всем, начиная материальными вещами и заканчивая самыми высокими чувствами. Может эти наши базары - большие и маленькие, занимают всё наше сердце и наше время, что уже не хватает места для Бога?
Мы стараемся во время Великого Поста ставить себе большие требования, принимать на себя большие обязанности. Попробуем сегодня посмотреть на нашу жизнь в этом духе – что является базаром в нашей жизни, что не дает места для Бога. Могут это быть зависимости, или интернет или телевизор. Но так же хорошим базаром, который не дает места для Бога, могут быть несоответствующие отношения даже с нашими близкими. Может постоянное напряжение или излишняя забота обо всем , что нас окружает, выталкивает Бога из нашей жизни.
На самом ли деле Бог поселиться в храме, который я построил? Время Великого поста может нам помочь очистить храм нашей жизни от того, что избыточно и что нам закрывает дорогу к Богу. Сделать больше места и очистить храм своей жизни – это доверить себя Богу.
Однако пребывание Бога среди нас и в нас не является целью а только средством. После смерти Иисуса занавес святилища разодрался на двое и слава Господа покинула храм. Все перевернулось. Уже не мы будем приглашать Бога, что бы поселился в доме который мы построили, но Иисус открыл нам раны своего сердца и откроет врата рая. И скажет – поселитесь со Мной, это есть ваш вечный дом.
Если мы приглашали Бога в дом нашей жизни, то имеем так же приглашение в Его дом в небе. Евхаристия есть это приглашение, есть билет в рай.
o. Пиотр Лахэта - Орск
LECTIO DIVINA
"А известно вам, что все вы Божий Храм?" С таким вопросом, обращаются дети, когда поют одну из религиозных песен. Храм – это особое место, место, где обитает Бог, где человек может встретиться с Богом. В Слове Божьем мы находим истину, что Храм - это не только здание, но храмом является каждый человек. В сегодняшнем Евангелии мы слышим об иерусалимском храме, который Иисус очистил от торговцев, меновщиков денег, животных. Храм нуждается в очищении. Каждый из нас должен быть очищен. Как это можно сделать? Иисус обращает внимание еще на один храм, на храм Своего тела. Иисус говорит о себе, своей смерти и воскресении. На поставленный евреями вопрос: "Каким знаменем докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?" св. Павел в Послании к Коринфянам отвечает: "И Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость". Истинное очищение от греха совершается через смерть и воскресение Иисуса. Он на древе Креста занял место грешника. Его кровь очищает нас и освящает. Чем для нас является Крест? Соблазном? Безумием? Украшением? Событием из прошлого? Крест Христов - это сила Бога и премудрость Божия. Когда мы откроем эту истину, то одновременно обнаружим, что наше нутро является храмом, местом, где обитает Бог, местом, которое нуждается в очищении.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła. Перевод с польского - Наталья Килина По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове
|