Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Пс 118,2

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

28.03.2015

ЕВАНГЕЛИЕ Мк 14, 1 — 15, 47

 

Чтение святого Евангелия от Марка.

 

(фрагмент)  Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;  но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.  И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?  Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.  Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.  Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.  Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала. И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.

 

Человек слушает шёпот большого количества суфлёров вместо крика собственной совести. Во время торжественного входа Иисуса в Иерусалим многие кричали: Осанна! Многие восторгались учением Иисуса, Его личностью. А в Страстную Пятницу другие, а, возможно, те же самые выкрикивали: Распни Его! Когда Мария из Вифании пришла помазать голову Иисуса драгоценным маслом, то, вероятно, ожидала критичных замечаний со стороны восседающих за столом, но сделала то, что подсказывала ей совесть. Любовь к Иисусу была сильнее, чем любые благоразумные расчёты. Даже тогда, когда мы признаём в Иисусе своего личного Спасителя и встаём на путь евангельской жизни, искушение отречения и предательства настигает нас. Подвергся ему Иуда, поддался Пётр, разбежались ученики. Мы все испытываем то, о чём говорил святой Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (см. Рим 7,19). Правда заключается в том, что внутренний человек во мне имеет склонности согласно Закону Божьему, однако в членах своих испытываю закон греха. Сатана делает все, чтобы закон греха в нас функционировал как можно лучше. Тем не менее, победа не принадлежит ему, но Иисусу, который вошёл в Иерусалим и не отступил. Он принял власть часа тьмы и до конца выполнил свою миссию: умер на кресте ради спасения мира. Твоя жизнь также находится между Вербным Воскресеньем, когда тебя хвалят и ждут, и Страстной Пятницей, когда ты испытываешь боль, страдания и ненависть со стороны других людей. Переживай все это в дружбе с Иисусом, потому что Он уже это прошёл и не оставит тебя одного. Не слушай нашёптываний плохих суфлёров, но идти на крик своей совести, в котором услышишь отчётливый голос Иисуса Христа.

 

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

 

Вербное воскресенье вводит нас в Страстную неделю, во время которой мы призваны пройти вместе с Христом день за днем кульминационные мгновения Его Cтрастей и смерти, чтобы прийти с обновленным сердцем к Его Воскресению, которое является не только важным моментом литургического года, но и источником всех других праздников года. В самом деле, все они связаны с тайной Пасхи, из которой проистекает наше спасение и спасение всего мира. Эта Неделя повествует нам о целостности и верности любви Отца, Который дарит нам Своего Сына. Иисус, переживая Свои Страсти, не только смотрит на нашу нищету неприкаянных людей, живущих без любви к Отцу, но и берет ее на Себя, чтобы вернуть нас к полноте жизни, через Свою смерть на Кресте – единственный путь для того, чтобы подарить нам воскресение.
Важнейшими богослужениями Страстной недели являются:
• Вербное воскресенье, память о входе Иисуса в Иерусалим.
° Месса освящения елеев утром в Страстной четверг (в кафедральных соборах). Епископ, вместе со всеми священниками епархии, благословляет священные елеи, которые будут использоваться на протяжении года для совершения таинств:
- елей катехуменов для Крещения;
- елей для помазания больных; миро для Крещения, Миропомазания и Таинства Рукоположения.
Литургическими цветами этого периода являются красный в Вербное воскресенье, фиолетовый в понедельник, вторник и среду; белый на Мессе освящения елеев в Страстной четверг.
Начиная с Пепельной среды слово Господа, как во время духовного паломничества, берет нас за руку и ведет, чтобы мы были готовы пережить во всей полноте Страстную неделю. В следующие дни Слово Божие будет звучать все настойчивее, дабы наши взоры не отрывались от Иисуса, но следовали за Ним шаг за шагом, чтобы увидеть в каждом Его жесте и слове безграничную любовь ко всем без исключения. Да, мы должны не отрываясь смотреть на лик Иисуса, Который принимает даже смерть, лишь бы спасти нас. Только так мы сможем встретиться с Ним глазами, увидеть Его взор, наполненный болью, но также милосердием и любовью, – точно так же Он смотрел на Петра, предавшего Его, – и мы сможем ощутить глубоко в наших сердцах боль и нежность. Пусть каждый из нас сумеет сделать это и последовать за Ним с новым сердцем.


ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 50, 4-7


Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Моё, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лицо Моё, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде.

Толкование 


Есть минуты в жизни, когда единственным светильником нашим стопам является вера в Бога. Когда боль или непонимание ослепляют нас и лишают способности найти решение, мы особенно ощущаем, что если доверимся Ему, то не ошибемся. Больше того, с помощью Святого Духа мы осознаём, что Он дает нам силу сделать то, что по-человечески нам одним никогда не сделать. Таков опыт служителя Яхве. Несмотря на враждебность и неприязнь окружающих, он не унывает: он доверяет Богу, Который делает лицо его "как кремень", позволяя ему, тем самым, идти вперед. Таков опыт Иисуса: пусть эти святые дни станут для нас возможностью спросить себя, насколько мы действительно доверяем Ему.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Флп 2, 6-11


Иисус Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Толкование 


В этих нескольких предложениях заключена вся тайна нашего спасения. Иисус, истинный Бог, не погнушался стать истинным человеком, чтобы разделить с нами нашу бренную человеческую природу. Как будто этого было не достаточно, Он принял смирение и унижение в самом крайнем выражении: в смерти. Через это Он стал источником вечного спасения для всех, кто верит в Него. Бог поставил Его Господом и Царем всех народов. Часто, чувствуя себя униженными и поникшими, мы не видим смысла этих унижений и испытаний. Но если бы мы посмотрели на все это более внимательно, глазами веры, то увидели бы, что Бог готовит наше прославление, даже если оно проходит через кажущуюся смерть всего, чем мы особенно дорожили.

ЕВАНГЕЛИЕ Мф 26, 14-27


В то время: Один из Двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников. И с того времени он искал удобного случая предать Его. В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: «Учитель говорит: время Моё близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими». Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками. И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня. Впрочем Сын Человеческий идёт, как писано о Нём; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики. Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. Сие же все было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали. А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. 

Толкование 

 


Рассказ о Страстях Иисуса всегда оказывает глубокое воздействие на наше сердце: каждый из нас сразу отождествляет себя с каким-нибудь персонажем, сыгравшим более или менее важную роль в этой истории. Кто ты? Может быть, Петр, или Мария Магдалина, либо Иуда, или один из апостолов, или Пилат... Возможно, что-то от каждого из них живет в тебе: поэтому, несмотря на твою слабость и неверность, ты призван, как каждый год, сопровождать Иисуса на Голгофу, чтобы погрузиться в реки милосердия, текущие из Его пронзенного бока. Следуй за Ним без страха и не бойся из-за твоих грехов: со Своего Креста Господь даст тебе жизнь и новое достоинство. В этот святой день тебе остается лишь следовать за Ним с любовью и в молчании.