Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.Мф.5,7

Милосердие Божие для ищущих Его

05.11.2014

Земля под ногами и хождение по водам

 

У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. (Деян 4:32-35)


Возлюбленные:

Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. (1Ин 5:1-6)

 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. (Ин 20:19-31)

 

Милосердие Божие для ищущих Его

Мой преподаватель в семинарии когда-то говорил, что апостол Фома является его любимым апостолом потому, что Фома старался понять то, чего не понимал, искал ответы на вопросы, не боялся признаться в своем неверии. Можно сказать, что Фома в каком-то смысле является представителем философов, которые стремятся умом познать Господа.

Мне такое восприятие апостола Фомы нравилось. Действительно, он мог быть представителем и покровителем довольно смелых людей. Особенно впечатляет его способность быть правдивым. Он ставит Богу условие: если не прикоснусь - не поверю. Не будь этой смелости, и мы бы не стали свидетелями той чудесной истории, которую сегодня рассказывает нам Евангелие.

Кто такой Фома? Не многое можно сказать о нем, но посмотрим на те, немногочисленные моменты, которые описаны в Евангелии. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер. И радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы, умрем с ним! (Ин 11:14-16). Фома и дальше не понимает. У него в голове рождаются свои планы, он смотрит на Иисуса и воспринимает Его высказывания сквозь фильтр своего мировоззрения. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Ин 14:4-6)

Здесь Фома снова включает свою логику, дословное понимание, желает все тщательно проверить. Лично мне это нравилось и продолжает нравиться. Вот только настораживают слова Христа:Блаженны невидевшие и уверовавшие.

На самом деле, говорить нужно не о значимости Фомы, а о величии Божьего Милосердия. Христос приходит к каждому ищущему - независимо от нашей ограниченности и выходок. Уверен, что в момент встречи Фомы с Иисусом, в момент прикосновения пальца апостола к ранам Учителя, Господь прощает Фоме его неверие, его логику. Господь проявляет силу своей Любви и дает власть апостолам продолжать это дело прощения: кому простите грехи, тому простятся.

Представляю, что в это время чувствовал Фома! Хотел увидеть - увидел. Хотел прикоснуться - прикоснулся. И что, исчезли все вопросы и сомнения? Логика дала все ответы? Думаю, что нет! Как палец может прикоснуться к телу, которое только что прошло через закрытые двери? Минуту назад оно было духом, а теперь стало плотью... Фома желал проверить прикосновением, только прикосновение приносит еще больше вопросов. А как же насчет зрения, чтобы увидеть и поверить? Евангелие показывает нам много моментов, когда близкие не способны распознать Воскресшего Иисуса, хотя и смотрят на Него. Не узнала Мария Магдалина (Ин 20:11-16), не узнают ученики из Эммаус (Лк 24:13-35), а также ученики, которые в Галилее ловят рыбу (Ин 21:4-7). Его теперь нельзя распознать ни глазами, ни осязанием. И когда Фома исповедует свою веру, то, видимо, все же не потому, что прикоснулся, и логика дала ему ответ. Логика поставила еще больше вопросов. Верю, что в эту минуту Фома распознает уже не своим умом, но духом.

 

Блаженны невидевшие и уверовавшие


Думаю что Фому, после его прикосновения к ранам Христа, можно причислить к этой группе. Он видит, но глаза ничего не подсказывают. Он начинает верить по другим аргументам: Дух свидетельствует о Нем (1Ин 5:6). Святой Дух, пребывающий в людях веры, начинает управлять нами. Не мы сами додумались, а Он показал. Не мы видели или прикоснулись, а Он дал возможность верить. Он убеждает, напоминает, подсказывает, приносит беспокойство или наоборот – покой. Тот, кто надеется только на свою логику, кто хочет все понять, ответить на все вопросы, тот рано или поздно рискует остановиться в духовном развитии. Наступает такой момент, когда нужно не проверять, а верить, рисковать, довериться Его руководству. И это – следующий шаг. Вот почему блаженны невидевшие и уверовавшие. Они смогут идти дальше, ибо без Духа нельзя идти вперед.

Таким людям, как я, так часто хочется все проверить!.. Но если не принять, что Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит (Ин 3:8), то не сделаешь в дальнейшем и шагу. Если не склонишь голову и колени перед Его Тайной, неизвестной и непознанной, до тех пор не сделаешь ни шагу вперед.

Мне всегда казалось, что люди, слышащие голос Божий, имеют стопроцентную уверенность, что это Он и все, что они делают, делают правильно. Неправда. Такие люди часто делают скачок в вере, они из лодки ступают на воду. В жизни таких людей нет уверенности, проверенной логики. Они верят Ему, принимают Его нелогичное управление.

Не имели ничего своего

То, что мы читаем в Деяниях Апостолов, в каком-то смысле показывает нам таких людей: и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Представьте: ты работаешь, у тебя что-то получается, ты зарабатываешь деньги, создаешь семью, строишь дом, покупаешь машину, какие-то там вещи. Твоя логика и логика знакомых подсказывает… нет, кричит во всю глотку: ты добился, у тебя получилось, ты смог, это твое! А они, первые христиане, не называют это своим. Почему? Ибо что-то им подсказывает, что сами по себе они не способны все это сделать. Это подарок. Дети, работа, дарования, здоровье, харизматы – это все подарки. Это не мое. Им не нужно в этом себя убеждать, ибо Тот, Кто живет в них, показывает им эту правду.

 

 ЧТОБЫ СЛОВО СТАЛО ПЛОТЬЮ


1) Каких ответов на свои вопросы я ищу: человеческой логики, или Духа, который объявляет?

2) Сможешь ли ты в искренности сердца сказать о себе, что ничего не называешь своим?

 

Автор: отец Александр Жерносек

 

www.katolik.ru