Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Мф 5,5

Слово на Освящение Латеранской Базилики

07.11.2014

Сегодня мы отмечаем освящение церкви-матери Рима, Латеранской базилики, посвященной первоначально Спасителю, а впоследствии святому Иоанну Крестителю. Что представляет собой для литургии и для христианской духовности освящение какой-либо церкви и само существование церкви, понимаемой как место поклонения? Для понимания этого нужно исходить из этих слов Иисуса: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин 4,23). Иисус учит, что храмом Божиим является прежде всего сердце человека, принявшее Слово Божие. Говоря об Отце и о Себе, Он поясняет: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14,23), а Павел пишет христианам: «Разве не знаете, что вы храм Божий?» (1 Кор 3,16). Таким образом, новым храмом Божиим является сам верующий. Но место присутствия Бога и Христа находится также и там, «где двое или трое собраны во имя Его» (ср. Мф 18,20). Второй Ватиканский собор назвал христианскую семью «домашней Церковью» (LG 11), то есть маленькой общиной людей, которые, благодаря Таинству Брака, становятся местом присутствия Бога. Почему же мы тогда придаём столько внимания церкви, если каждый из нас может поклоняться Отцу в своём сердце или в своём доме? К чему этот «долг» ходить каждое воскресенье в церковь? Ответ состоит в том, что Иисус Христос спасает нас не отдельно друг от друга; Он пришёл образовать народ, общину людей, в общении с Ним и друг с другом. И домом для этой Божьей семьи является церковь.

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Иез 47, 1-2. 8-9. 12


В те дни: Привёл Ангел меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течёт вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника. И вывел меня северными воротами, и внешним путём обвёл меня к внешним воротам, путём, обращённым к востоку; и вот, вода течёт по правую сторону. И сказал мне: эта вода течёт в восточную сторону земли, сойдёт на равнину, и войдёт в море; и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдёт туда эта вода, и воды в море сделаются здоровыми, и, куда войдёт этот поток, всё будет живо там. У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течёт из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание.

Толкование


Пророческое видение Иезикииля приписывает храму абсолютно духовный смысл: вода, текущая из-под правого бока святилища, символизирует благодать, проистекающую от присутствия Бога в священном месте, где Он обитает. И наши храмы, несмотря на их простоту, тоже являются местами, в которых присутствие Господа подобно воде, которая течет и обновляет наши души. Это действительно так: Бог может говорить в сердце каждого человека, открывающегося к Его благодати; но святилище – это место, в котором Он обитает и в котором Он любит встречаться со Своими верными. Поэтому возблагодарим Господа за дар места, где мы можем узнать Его: заботиться о церкви, вести себя в ней подобающим образом – значит понимать, что Бог живет рядом с нами.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Кор 3, 9b-11. 16-17


Братья: Мы соработники у Бога; а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы. 

Толкование 


Отрывок из послания св. Павла сфокусирован на теме Церкви как духовном строении. Христос, Церковь, Народ Божий – это триединство, элементы которого тесно соединены друг с другом. Иисус Христос есть основание мистического тела, то есть Церкви, а Церковь – это все мы, крещеные, получившие дар веры, к которой мы присоединились по доброй воле и ответственно. Становясь частью Народа Божия, мы призваны осуществлять наши религиозные, человеческие и социальные замыслы исходя исключительно от Христа. Иисус является центром единства, за Ним должен идти христианский народ, а значит, и мы.

ЕВАНГЕЛИЕ Ин 2, 13-22


Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим; и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец, и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоём снедает Меня». На это Иудеи сказали: каким знаменем докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мёртвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус. 

Толкование 


Представление Иисуса о храме разительно отличается от представлений народа Израиля. Дом Господень поистине является местом, в котором являет Себя слава Божия, поэтому входить в храм можно только для того, чтобы встретиться с Ним. Израильтяне осквернили это святое место, сделав его непригодным для той цели, ради которой оно строилось. Для нас истинным священным храмом является тело Христа: этот Храм был разрушен смертью, но Бог воссоздал Его воскресением. Поэтому, когда идешь в церковь, помни, что это место является знаком тела Иисуса; в Нем и через Него мы можем вознести к Отцу чистую и угодную Ему молитву. Христос – краеугольный камень, на котором возведено духовное строение Церкви.





Текст взят со страницы сайта Радио Ватикана