|
02.05.2015
Пятое воскресенье Пасхи
СВВ. ФИЛИПП И ИАКОВ, АПОСТОЛЫ
Филипп был родом из Вифсаиды, также как и апостолы Пётр и Андрей. Ученик Иоанна Крестителя, Филипп был среди первых, кто последовал за Иисусом. Во время Тайной Вечери он сказал Иисусу: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас», вызвав сначала упрёк Господа: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?», а затем исчерпывающее разъяснение: «Видевший Меня видел Отца». Согласно преданию Филипп отправился проповедовать во Фригию, где умер мучеником.
Иаков, которого евангелист Марк называет «меньшим», чтобы отличать его от одноименного брата Иоанна, был родом из Каны Галилейской, сыном Алфея и двоюродным братом Иисуса. Он сыграл важную роль во время Иерусалимского собора (ок. 50-го года), возглавив Церковь города после смерти Иакова старшего. Во время споров об обрезании присоединился к предложению Петра не требовать обязательного исполнения этого обряда от учеников, обратившихся из язычества, увенчав, в итоге, своё апостольство мученичеством. Иаков написал первое из католических посланий Нового Завета. В нём, обращаясь к христианам еврейского происхождения, живущим за пределами Палестины, он затрагивает темы молитвы, надежды, любви, и кроме того, – очень настойчиво, – о долге быть справедливыми. Знаменитым является его выражение: «Вера без дел мертва».
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Деян 9, 26-31
В те дни: Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. Варнава же, взяв его, пришёл к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса. И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса. Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его. Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс. Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, созидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались.
Толкование
Свидетельство Павла очень важно, но недостаточно, чтобы обеспечить ему доверие тех, кого он сам, еще недавно, хотел убить. Воскресший Господь использует Своих апостолов разными способами: через их слово и свидетельство, но также через их страдание. Впрочем, Он Сам предупредил их, чтобы они не ждали ничего, кроме отвержения и гонений, сопровождавших их Учителя. Но именно здесь проявляется тайна Божьей благодати: пусть в нищете и гонениях, слово Бога имеет такую силу, что может пробить брешь в сердцах многих людей. Поэтому не волнуйся, если кажется, что нет мгновенного результата: у Бога есть пути и времена, о которых мы не знаем.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Ин 3, 18-24
Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Богом сердца наши. Ибо, если сердце наше осуждает нас, то тем более Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нём, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.
Толкование
На словах мы все умеем называть себя добрыми христианами и друзьями Иисуса. Чаще всего проблема возникает тогда, когда нужно доказать свои слова делом. Это значит, что послание Иисуса, выраженное в заповеди любви, должно стать главным законом нашей жизни. Так ли трудно перейти от слов к делу? Это зависит от нас и от того, насколько серьезно мы решили следовать в своей жизни Иисусу. Если мы только восхищаемся Им и Его словами, и на этом все кончается, вряд ли Его заповедь любви станет для нас руководящей в жизни. Если же мы все поставим на Него и Его слово, перейти от слов к делу будет очень легко.
ЕВАНГЕЛИЕ Ин 15, 1-8
В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесёте много плода и будете Моими учениками.
Толкование
Всем нам приходилось испытывать, что происходит, когда мы не пребываем в Господе, как ветви, соединенные с лозой. Поэтому, пребывание в Нем – это вовсе не роскошь, доступная лишь избранным христианам с более или менее чувствительной совестью, но жизненная необходимость для всех. Может возникнуть вопрос, каким образом каждый христианин соединен со своим Господом, и каковы плоды этого единения. Ответ на оба вопроса заключен в трех словах: вера, надежда и любовь. Вера – это ответ для тех, кто верит в Него, доверяет Ему и поэтому стремится жить так, как Он учит. Надежда – ответ для тех, кто видит в Нем смысл и ценность своей жизни, настоящей и будущей. Любовь – ответ для тех, кто, зная, как Он любит нас, отвечает такой же любовью к ближнему. Вера ведет к молитве и к принятию даров Господа, выраженных прежде всего в таинствах: достаточно подумать о Евхаристии, в которой, с Причастием, в котором Его слова "кто пребывает во Мне, и Я в нём" обретают физическую очевидность. Надежда ведет к оценке всего в перспективе окончательного "пребывания в Нем". Любовь приносит плоды, которые рождаются из «пребывания в Нем".
za: http://ru.radiovaticana.va/
V ВОСКРЕСЕНЬЕ ПАСХИ
Год В
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского - Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове.
Эдит Гепперт в одной из своих песен поёт: лучше ехать, чем стоять; лучше бежать, чем сидеть. Человек постоянно нуждается в мотивации и желании, чтобы идти, что-то делать в своей жизни, не поддаваться застою, рутине. Повседневность жизни, хлопоты,
проблемы делают так, что человек очень часто начинает отказываться от того, что требует приложить усилия. Тем не менее ученик Иисуса всегда знает, что сам по себе не приносит плодов. Не пребывая рядом с Учителем, отдаляется от Него, не слушая Его
слов, отступает или стоит на месте: «И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нём, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам» (1 Ин 3, 24). Дух оживляет веру, обновляет любовь и делает жизнь красивой и полной смысла.
Такая жизнь приносит много плода. Вера и убеждённость в том, что Бог присутствует в нашей жизни и действует через Своего Духа, освобождает от рутины и праздности, создаёт готовность для личного усилия, для отдачи своего времени и интереса близким,
друзьям, и, наконец, самоотверженности. Посему не прекращай ежедневно молиться Словом Божьим. Оно позволит тебе пребывать в Иисусе Христе, поможет сделать следующие шаги и идти, противостоять невзгодам, так как лучше идти, чем стоять.
Следовать за Иисусом, а не за своими мечтами и планами.
|